Как только поступление источников энергии в клетку нарушается, сложная структура ее распадается и переходит в лишенное соответствующей организации состояние. А это означает, что в таких условиях у ребенка может возникать ряд сложных нарушений обмена веществ, которые в зависимости от их характера и степени развития могут угрожать здоровью и самой жизни ребенка.
В течение всего первого года жизни у ребенка пластические процессы (вес, рост, развитие органов) протекают очень активно. К тому-же в этот период развития вследствие повышения деятельности созревающей центральной нервной системы и подвижности (мышечной деятельности) ребенка у него повышаются энергетические траты (Н. И. Касаткин, 1960).
В связи с этим в продолжение первого года жизни у ребенка отмечается высокая потребность в углеводах.
При искусственном вскармливании в связи с тем, что в коровьем молоке меньше углеводов, чем в женском, уже с самого начала необходимо добавочное их введение с молоком обычно в виде сахара.
При недостаточном введении углеводов могут нарушаться процессы обмена жиров, обусловливая развитие ацидоза со всеми его последствиями, и процессы обмена белков, приводя к потере азота, что также неблагоприятно для ребенка. Установлено, например, что глюкоза стимулирует и в нормальных условиях синтез белка.
С другой стороны, имеются указания (Berger, 1953), что в присутствии соответствующего количества глюкозы аминокислоты более быстро используются для синтеза белка внутри клеток (в соответствующих структурах клетки).
При назначении углеводов детям первых месяцев жизни, находящимся на искусственном вскармливании, необходимо учитывать и рекомендации для улучшения использования углеводов в организме вводить их вместе с достаточным количеством определенно действующих веществ (факторы витаминов В-комплекса).
«Питание здорового и больного ребенка»,
М.И.Олевский