В Стокгольме, например, наблюдения привели Mannheimer (1954) даже к заключению, что риск смертности наименьший среди детей на смешанном вскармливании во втором и третьем триместре жизни.
Необходимо подчеркнуть, что показатели заболеваемости и смертности были и остаются одними из важнейших критериев при оценке значения разных видов и способов вскармливания детей первого года жизни. Но одни эти показатели должны быть признаны недостаточными для объективного, научно обоснованного суждения о влиянии на ребенка того или другого способа вскармливания.
Для убедительного суждения об оптимальности питания и в настоящее время не достает еще наших знаний. В связи с этим уже давно делались попытки путем обследования детей старшего возраста (7—13 лет) оценить значение характера их вскармливания на первом году жизни.
Они привели к выводу, что дети, которые получали естественное вскармливание, были здоровые и меньше болели, чем те, которые были на искусственном вскармливании (Hoefer, Hardy, 1929). Совершенно очевидно, что эти ретроспективные и в общем вполне вероятные заключения не могут, однако, не вызывать существенных сомнений в отношении метода работы.
При данном методе не учитывается ни состояния развития и здоровья детей при рождении, ни здоровье их родителей в то время, ни социальных факторов, которые оказывали воздействие сначала на родителей в период до рождения ребенка, а затем в период внутриутробного и внеутробного развития на ребенка и т. д.
Таким образом, в настоящее время следует отметить только факт уменьшения различий в этом отношении между детьми на естественном и искусственном вскармливании на фоне общего снижения заболеваемости и особенно смертности среди детей первого года жизни. Большую роль в этом сыграли в СССР улучшение санитарно-гигиенических условий жизни населения, а также получения обработки и сохранения пищи для детей и накопление объективных знаний, необходимых для определения пищевых потребностей детей, в частности первого года жизни.
Последнее обстоятельство имеет особенно важное значение, так как питание, способ вскармливания являются одним из тех существеннейших внешних факторов и условий жизни, которые требуют беспрерывного функционального приспособления со стороны ребенка и которые влияют на его развитие, представляющее собой сложное отражение единства формы и функций. В этом единстве, совершенно очевидно, более изменчивыми являются функции и как одни из основных функции обмена веществ, на течение которых питание оказывает огромное и сложное влияние.
«Питание здорового и больного ребенка»,
М.И.Олевский