Данные, полученные при исследовании влияния гормонов щитовидной железы на животных с белковой недостаточностью, были подтверждены при исследовании терапевтического эффекта этих гормонов у детей с белковыми дистрофиями.
Значительный эффект наблюдается при введении животным с белковой недостаточностью и гормонов коры надпочечника.
Препараты этих гормонов способствовали сбережению азота в организме животных с белковой недостаточностью и быстро улучшали функцию мочевинообразования, но в отличие от гормонов щитовидной железы почти не влияли на дезаминирование аминокислот.
Можно было ожидать, что гормоны щитовидной железы и гормоны коры надпочечников при их совместном введении будут дополнять друг друга.
Это предположение полностью оправдалось, и действительно при совместном введении этих гормонов наблюдается гораздо более быстрый и выраженный эффект в отношении восстановления ферментных функций и улучшения общего состояния у животных с белковой недостаточностью. Само собой разумеется, что эффект от указанных гормонов может проявляться только в том случае, если одновременно животные получают достаточное количество белков, содержащих все необходимые им аминокислоты. Одной из наиболее лимитирующих синтез белков аминокислот в организме при белковой недостаточности является метионин.
При исследовании влияния добавления к малобелковой диете животных метионина было найдено, что это добавление вызывает быстрое и отчетливое восстановление дезаминирования, переаминирования и синтеза аминокислот из кетокислот в печени животных. Функция ряда других ферментных систем заметно усиливалась. Восстановление этих функций сопровождалось заметным улучшением общего состояния животных, несмотря на то что они продолжали получать пищу, недостаточную в отношении содержания белка (С. Я. Капланский; Snyderrnan, 1962; Waughan, 1962).
Это дало основание применять метионин для лечения детей с тяжелыми явлениями алементарной дистрофии и дистрофии на почве перенесенной дизентерии, у которых лечение другими способами (диета, богатая полноценными белками и витаминами, переливание крови, введение плазмы и т. д.) не дало достаточно удовлетворительных результатов. Введение этим детям с пищей 1—1,5 г метионина в день в течение 15—20 дней обусловливает заметное повышение веса, возвращение к норме азота мочевины окислительных процессов в организме и т. д. (Н. Е. Озерецковская, 1954).
Приведенные выше данные о влиянии белковой недостаточности на функцию различных ферментов и на процессы обмена у детей свидетельствуют, что даже не очень резко выраженная недостаточность белков в питании, если она длится более или менее продолжительное время, может вызвать заметное нарушение во всех процессах жизнедеятельности, в особенности у детей раннего возраста. Причины этих нарушений очень многообразны и сложны.
Можно рассчитывать, что дальнейшие исследования дадут педиатрам еще более объективные обоснования рационального питания детей и эффективные средства для лечения функциональных расстройств, развивающихся в связи с белковой недостаточностью.
«Питание здорового и больного ребенка»,
Н.Е.Озерецковская