При изучении роста полипептидных цепей гемоглобина на рибосомах было установлено, что образование этих цепей начинается с аминного конца, но изолированная рибосома неспособна дать начало новой цени глобина. В изолированных из клеток рибосомах, по-видимому, может происходить только завершение образования полипептидных цепей, которые начали синтезироваться еще до выделения рибосом из клеток.
Выше приведены в очень схематической форме современные данные и представления о механизме образования белков в органах. Из полученных данных опять-таки следует, что дефицит одной какой-либо аминокислоты сразу приостанавливает весь процесс синтеза, так как никакая другая аминокислота не может стать на ее место в образующейся полипептидной цепи.
Интенсивность биосинтеза отдельных белков в печени и других органах и взаимоотношения между синтезом и распадом белков в данном органе регулируются многими системами и факторами, из которых некоторые прямо влияют на активность соответствующих ферментов, другие же влияют на образование нуклеиновых кислот или на состав аминокислотного котла органов или, наконец, на структурные элементы клеток, в которых в основном происходит биосинтез белков.
Следует отметить, что некоторые факторы, как, например, гормоны щитовидной железы или стероидные гормоны коры надпочечников, при одних условиях могут стимулировать синтез белка, в других же, наоборот, усиливать их распад.
Аминокислоты, которые не используются для синтетических целей, подвергаются в печени, почках и других органах многообразным превращениям, причем для ряда аминокислот имеются особые специфические пути их обмена. Общими для большинства аминокислот являются процессы окислительного дезаминирования и переаминирования.
Процессы переаминирования аминокислот, т. е. перенос аминогруппы с одной какой-либо аминокислоты на кетокислоту, является, по-видимому, одним из главных путей превращения одних аминокислот в другие, при помощи которого организм при наличии соответствующих кетокислот может образовывать некоторые необходимые ему аминокислоты.
«Питание здорового и больного ребенка»,
Н.Е.Озерецковская