Если количество аспирированного воздуха достигнет величины, соответствующей емкости желудка, то, согласно описанному выше механизму, в связи с растяжением стенок желудка, под влиянием возникающей афферентной импульсации, произойдет торможение пищевого центра, хотя количество принятого молока будет крайне незначительно. При этом дополнительное подкрепление торможения в пищевом центре, обычно вызываемое поступлением продуктов ферментативного расщепления пищи в кровь, не произойдет. Сложившийся доминантный пищевой стереотип нарушится.
Если количество аспирированного воздуха превышает емкость полости желудка, то при этом происходит растяжение его стенок, выходящее за физиологические пределы, что вызывает реакцию срыгивания. Последнее обусловлено ответной реакцией стенок желудка, обладающих в раннем возрасте не пластическими, а упругими свойствами. Срыгивание бывает и в случае, когда ребенок высасывает избыточное количество молока.
В раннем возрасте организм еще не способен осуществлять рефлекс рвоты. Специальный экспериментальный анализ позволил убедиться, что в раннем возрасте еще отсутствует функция центрального механизма, обеспечивающего основной компонент рефлекса рвоты, а именно желудочно-кишечный (С. М. Штамлер, 1948). В раннем возрасте отсутствует также компонент рвоты, известный под названием «nausea».
Возвращаясь к причинам, обусловливающим нарушение динамического пищевого стереотипа, следует в особенности отметить действие необычных раздражителей перед началом или в самом начале кормления грудью матери.
Возникающий при этом ориентировочный рефлекс, в основе которого также лежит доминантный механизм, сопряженно тормозит пищевую доминанту.
Многократно повторяясь, необычный раздражитель, не учитываемый кормящей матерью, может приобрести для ребенка сигнальное значение и вызвать образование реакции условно-рефлекторного торможения пищевого центра. Изложенное представляет собой схему физиологического механизма возникновения одной из форм анорексии у ребенка еще в периоде кормления его грудью матери до начала прикорма.
«Питание здорового и больного ребенка»,
Проф. И.А.Аршавский