Стимуляция секреторной функции поджелудочной железы секретином представлена у щенков уже с первых часов жизни.
Получение секретина достигалось по методу Байлиса и Старлинга введением в верхний отрезок кишечника щенкам первых часов и дней жизни раствора соляной кислоты или раствора молочной кислоты. Было обнаружено, что как при действии соляной, так и при действии молочное кислоты в слизистой верхнего отдела кишечника образуется активный секретин. Внутривенное введение его стимулирует секрецию поджелудочной железы, которая в раннем возрасте количественно во много раз менее выражена, чем у взрослого.
Полученные данные позволяют прийти к заключению, что уже после первого кормления матерью образующийся в желудке химус, содержащий молочную кислоту, стимулирует образование секретина в слизистой верхнего отдела кишечника. Последний в свою очередь стимулирует секрецию поджелудочной железы.
Получаемый при этом поджелудочный сок лишен открытой части протеолитического фермента, т. е. в отличие от чистого сока взрослых собак совершенно неактивен не только по отношению к альбумину, но и по отношению к фибрину и казеину.
Вместе с тем в поджелудочном соке щенков первых дней жизни содержится трипсиноген. Смесь, полученная от прибавления к поджелудочному соку соскоба слизистой из верхнего отдела кишечника, осуществляет гидролиз фибрина и казеина, но не осуществляет еще гидролиза альбумина.
Эти опыты позволили убедиться: во-первых, в том, что слизистая кишечника способна к образованию энтерокиназы с первых часов после рождения; во-вторых, в том, что трипсиноген образуется поджелудочной железой еще в крайне малой концентрации; при активации его энтерокиназой обладает не столько протеиназной, сколько преимущественно пептидазной активностью. Так же как и пепсин желудочного сока, протеаза поджелудочного сока в периоде кормления молозивным молоком и в начальном периоде кормления зрелым молоком адаптирована лишь к протеолизу казеина (Крючкова).
В указываемом периоде содержание амилазы в поджелудочном соке крайне незначительно.
«Питание здорового и больного ребенка»,
Проф. И.А.Аршавский