Большое значение имеют поведение и настроение ребенка перед кормлением. Он должен садиться за стол спокойным, в хорошем настроении, неутомленным и не возбужденным. Поэтому непосредственно перед едой следует избегать шумных игр, сильных впечатлений, далеких прогулок. Нельзя внезапно прерывать увлекательную игру и сразу начинать кормление ребенка. Необходимо за 20 — 30 мин до еды вернуть ребенка с прогулки, отвлечь его от игры, создать определенный «настрой».
Пища, которая подается ребенку, должна быть умеренно горячей, иметь привлекательный вид. Красиво поданная пища улучшает аппетит. Здесь уместно подчеркнуть, что многие овощи, фрукты, зелень не только очень полезны для ребенка, но могут служить хорошим украшением. Так, кусочки помидора, моркови, свеклы, листья салата, зеленый лук, веточка петрушки придают привлекательный вид блюду.
Количество предлагаемой ребенку пищи должно соответствовать его возрасту, индивидуальным вкусам и привычкам. Излишняя пища может отпугнуть ребенка от еды и привести к снижению аппетита. Ни в коем случае нельзя кормить ребенка насильно, а также развлекать во время еды.
Это подавляет пищевой рефлекс, уменьшает выделение пищеварительных соков и в результате еще больше снижает аппетит и закрепляет отрицательное отношение к еде.
Если у ребенка в одно кормление отсутствует или снижен аппетит, то можно безболезненно пропустить это кормление. Однако до следующего приема пищи нельзя давать ребенку какую-либо еду.
При кормлении ребенка надо учитывать его вкусы, давать любимые блюда несколько чаще других, но при этом следует терпеливо и настойчиво приучать ребенка к необходимым и полезным для него продуктам. Нельзя потакать капризам ребенка. Следует знать, что разборчивость в еде не наследственная черта, а результат подражания взрослым. Поэтому не следует при ребенке говорить о его плохом аппетите или о своем отрицательном отношении к какому-либо блюду.
Надо приучать ребенка к аккуратности в еде, следить, чтобы он правильно сидел за столом, не ронял и не проливал пищу, жевал с закрытым ртом, не разговаривал за едой, научить его правильно пользоваться приборами, салфеткой.
Маленький ребенок держит ложку в кулачке, но с 2 лет надо приучать держать ее правильно, с 3 лет можно дать ребенку вилку, после 4 — 5 лет — нож. Очень важно научить ребенка хорошо пережевывать пищу, не глотать ее большими кусками, съедать все положенное количество пищи, не оставляя на тарелке недоеденную порцию.
После кормления ребенок должен аккуратно вытереть салфеткой рот и руки, поблагодарить за еду и с разрешения взрослого выйти из-за стола. Следует возможно раньше привлекать ребенка к уборке посуды со стола, затем поручить ему посильную работу — задвинуть стулья, вытереть стол, помочь вымыть посуду.
«Питание детей», Е.Ч.Новикова,
К.С.Ладодо, М.Я.Бренц