Патогенез кишечной коли-инфекции изучен недостаточно, так как развивающийся патологический процесс трудно воспроизводится в экспериментальных условиях, а исследования у заболевших ограничены их ранним возрастом. Как известно, ЭПКП относят к условно-патогенным возбудителям, поэтому коли-инфекцией заболевают дети при определенных условиях.
Одним из факторов, предрасполагающих к инфицированию, является отсутствие пассивного иммунитета к ЭПКП у новорожденных и детей 1-го года жизни (он не передается от матери ребенку).
Как указывалось выше, естественное вскармливание предохраняет ребенка от заболевания, поэтому наиболее частый контингент заболевших — это дети, находящиеся на искусственном вскармливании или раннем смешанном. Частоте инфицирования детей раннего возраста способствуют анатомо-физиологические особенности желудочно-кишечного тракта, а также незрелость ряда органов и систем организма, противостоящих борьбе с инфекцией.
Энтеропатогенные кишечные палочки попадают в организм заболевшего ребенка экзогенно через рот. Желудочный сок является одним из первых физиологических барьеров, препятствующих проникновению микробов в кишечник. У детей 1-го года жизни он обладает слабой кислотностью и уменьшенным содержанием свободной соляной кислоты, что значительно снижает его бактерицидные свойства.
Поэтому сохранение высокого процента устойчивых штаммов ЭПКП к действию желудочного сока является одним из начальных моментов развития заболевания. Далее ЭПКП достигают тонкой кишки, где они размножаются.
В. М. Берман (1962) допускает возможность размножения возбудителя в самом просвете подвздошной и тощей кишки с быстро наступающим повреждением эпителиального покрова и межклеточной субстанции. По данным М. В. Войно-Ясенецкого (1970), вирулентные штаммы ЭПКП могут внедряться в поверхностные слои эпителия кишечника.
Размножающиеся ЭПКП и их токсины повреждают стенку кишки; в особенно тяжелых случаях возникают повреждения некротического и воспалительного характера, эрозии, пневматоз кишки. Эти изменения сопровождаются нарушением как внутриполостного, так и пристеночного пищеварения и всасывания [Новицкий И. Н., 1974].
Бактериемия ЭПКП наблюдается редко — только у новорожденных и детей первых месяцев жизни при тяжелых токсико-септических формах. В процессе жизнедеятельности энтеропатогенные эшерихии продуцируют токсины; экзотоксины (как одна из разновидностей его — энтеротоксины), эндотоксины и другие токсические субстанции, природа которых мало изучена. Токсины всасываются в кровь больного. Эндотоксины вызывают тяжелые сосудистые расстройства, вплоть до эндотоксического шока.
«Острые кишечные инфекции у детей»,
Г.А.Тимофеева, А.В.Цинзерлинг