Патологической анатомии острой дизентерии посвящено большое число работ, тем не менее ее основные стороны остаются во многом неясными или спорными.
Разноречиво рассматривается локализация поражений при дизентерии. Во многих работах, в том числе в ряде руководств и учебников, указывается, что при дизентерии поражаются лишь дистальные отделы толстой кишки, на основании чего принято даже проводить дифференциальную диагностику между дизентерией и другими острыми кишечными инфекциями.
Между тем более внимательные патологоанатомы издавна отмечали, особенно у детей, возможность поражения также тонкой кишки и даже желудка [Струков А. И., 1936; Бибинова Л. С., 1954; Максимович Н. А., 1960; Скворцов М. А., 1960].
Накопившиеся за последние годы факты, в частности при изучении аспирационных биопсий из разных отделов желудочно-кишечного тракта [Терентьева Л. А., 1978], позволяют считать, что при дизентерии, наряду с толстой кишкой, закономерно поражаются тонкая кишка и желудок.
Еще более сложен вопрос о том, все ли структурные изменения, выявляемые у больных, особенно умерших от острой кишечной инфекции с выделением шигелл, следует относить к проявлениям дизентерии или необходимо учитывать и возможность развития сочетанных поражений кишечника в результате одновременного или последовательного присоединения другой инфекции.
До настоящего времени большинство патологоанатомов продолжают считать, что все изменения кишечника, возникающие у больного дизентерией, относятся к ее проявлениям, несмотря на то, что некоторые исследователи описывали наличие в участках с наиболее тяжелыми структурными изменениями другую микрофлору, чаще всего грибы и стафилококки, а иногда даже более определенно писали о возможности вторичного инфицирования [Gross W., 1919; Letterer Е., 1944].
«Острые кишечные инфекции у детей»,
Г.А.Тимофеева, А.В.Цинзерлинг