Site icon Kelechek.ru

Глазное яблоко

Глазное яблоко у новорожденного относительно велико.

Миелинизация зрительного нерва к моменту рождения еще не закончена. У новорожденного еще нет способности фиксировать взором предмет, отыскивать его глазами. Зрачки уже, чем у взрослого (Пфистер); диаметр зрачков при средней силе освещения равен 1,5 мм у новорожденных и 2,5 мм к концу первого года жизни. Зрачки доношенного ребенка реагируют на свет уже в первые часы после рождения, причем имеется как прямая, так и содружественная реакция. Реакция зрачков на конвергенцию становится ясной с 4-й недели.

Большинство новорожденных детей, даже и недоношенных, уже в первые дни после рождения реагируют на сильные звуки вздрагиванием и сокращением лицевой мускулатуры. Если новорожденный ребенок не реагирует на сильные звуки, то его можно считать глухим.

Ребенок уже в первые дни после рождения обладает хорошо развитым чувством обоняния; на сильные запахи он отвечает сокращением мимической мускулатуры — гримасами; во сне неприятные запахи вызывают у маленьких грудных детей гримасы, зажмуривание век, беспокойство и даже пробуждение (М. Б. Цукер).

Вкусовые рецепторы заложены в сосочках слизистой оболочки языка. Новейшие исследования подтверждают взгляд В. М. Бехтерева и его школы, что центр вкуса локализуется на наружной поверхности полушарий, в чувствительной области рта и языка. Орган вкуса у новорожденного развит хорошо; даже недоношенные новорожденные дети реагируют гримасами на нанесенные кисточкой на язык вкусовые вещества.

На вкусовые раздражения новорожденный реагирует различно: на сладкое  — сосательными и глотательными движениями, состоянием успокоения, на соленое, горькое, кислое  — гримасой неудовольствия, иногда прекращением сосания, усиленным слюноотделением.

Многолетние плодотворные труды Н. И. Красногорского и его учеников показали, что работа коры головного мозга ребенка подчиняется основным законам высшей нервной деятельности. Н. И. Красногорским было установлено, что с помощью условных рефлексов можно научно проследить развитие и усложнение корковой деятельности ребенка с первых недель его жизни.

Выявляются следующие этапы в развитии условного рефлекса в онтогенезе:

Возникающие в конце первого и на втором месяце жизни ребенка различные условные рефлексы со всех основных рецепторов убедительно подтверждают, что в этом возрасте кортикальные отделы головного мозга принимают непосредственное участие в формировании условных связей (Н. М. Касаткин).

Не подлежит сомнению, что на раннем этапе постнатального онтогенеза, когда начинают устанавливаться функции коры мозга, условные рефлексы являются основной формой деятельности головного мозга. Однако в этом вопросе еще далеко не все ясно. Требуется дальнейшая совместная комплексная работа педиатров, физиологов, невропатологов, психологов в области изучения процессов возникновения и становления временных связей и их своеобразия в онтогенезе.

«Основы учения о новорожденном ребенке»,
Б.Ф.Шаган

Exit mobile version