Доказано, что у новорожденного функционируют известные рецепторы и чувствительные пути. У новорожденного развита тактильная чувствительность. Прикосновение к коже и слизистой может вызвать у него общие или местные реакции. В ответ на тактильные раздражения новорожденный отвечает рядом защитных действий, например закрывает глаза при прикосновении к веку, ресницам, роговой или соединительной оболочке глаз (М. Б. Цукер). При щекотании наружного слухового прохода некоторые новорожденные реагируют беспокойством и тянутся руками к лицу. Любое прикосновение к губам и передней части языка вызывает сосательное движение (М. Б. Кроль). У новорожденных имеется искательный рефлекс — поворачивание головы в сторону и открывание рта при поглаживании щеки сбоку ото рта [Куссмаль (Kussmal)].
Новорожденные дети реагируют на болевое раздражение (укол булавки) уже в первые часы после рождения. В большинстве случаев ребенок отвечает на укол двигательной реакцией.
Чувствительность к электротоку у новорожденных детей меньше, чем в более старшем возрасте. Локализовать участок раздражения новорожденный еще не может. Новорожденный ребенок очень живо воспринимает температурные раздражения. Восприятие холодового раздражения сказывается в крике новорожденного при погружении его в холодную воду.
М. Б. Цукер и А. Руденский наблюдали, что даже местное холодовое раздражение (прикладывание холодной металлической пластинки) вызывает у ребенка уже в первые часы после рождения местную или общую двигательную реакцию. Из частей туловища наиболее чувствительна к холодовому раздражению область груди и живота.
Что касается сроков появления у детей восприятия сложных видов чувствительности, то в литературе точных данных по этому вопросу нет.
К концу внутриутробной жизни задние столбы спинного мозга уже покрыты миелином.
Функции зрения развиваются постепенно. Ряд авторов (М. Б. Цукер и др.) указывают, что некоторые дети уже в первые дни после рождения способны производить координированные сочетанные движения глаз.
Отмечается наличие защитного мигательного рефлекса на внезапное световое раздражение, зрачкового и роговичного рефлексов, закрывания глаз в ответ на дотрагивание до лба и кончика носа. Слезно-носовой канал относительно широк; благодаря этому возможно появление конъюнктивитов при восходящей инфекции из носа.
Ребенок видит с первого дня, но резкое зрительное восприятие исключается; в основном зрение сводится к свето-ощущению. Функция зрения развивается постепенно и понимание виденного все больше усложняется и уточняется. Часто отмечается косоглазие (физиологическое) из-за отсутствия координации глаз между собой; наблюдается нередко и нистагм, который к концу первого месяца жизни или несколько раньше исчезает.
«Основы учения о новорожденном ребенке»,
Б.Ф.Шаган