Мы перечислили целый ряд факторов внешней среды, действующих повреждающим образом на зародыши животных и человека в различные периоды внутриутробного развития.
Следует указать, что кроме указанных экзогенных факторов, эндогенные факторы, в частности, наследственность может иметь существенное значение в возникновении нарушений нормального развития внутриутробного плода.
В отечественной литературе вопрос о хромосомных эмбриопатиях человека исчерпывающе разработан в работах
В. П. Эфроимсона, опубликованных за последние 4 года, также в работах С. Н. Давиденкова и А. М. Давиденковой.
В зарубежной литературе по данному вопросу за последние годы опубликовано немало работ — [Тюрпин и Лежен (R. Turpin and I. Lejeime), Смит, Патоу, Термен (D. W. Smith, К. Patou, S. Thermari), Хернден и Джекобе, (D. G. Harnden and P. A. Jacobs)], Ленц (W. Lenz) и другие.
По данным В. П. Эфроимсона (1962), исследования 1959—1961 годов показали существование обширной, очень важной группы эмбриопатий, обусловленных аномальным строением хромосомного набора зиготы. Развитие этих аномалий выявляется в гаметогенезе или на самых ранних стадиях деления оплодотворенного яйца.
В начале XX века установлены регулярность расхождения хромосом к противоположным полюсам делящейся половой клетки при редукционном делении. Оказалось, что одна пара хромосом — половых не вполне подчиняется правилу парности.
В соматических клетках самок имеются две одинаковые половые хромосомы — X — хромосомы, в соматических клетках самцов имеются только одна X — хромосома и одна небольшая хромосома, так называемая γ — хромосома.
Барр и Бертрам (М. L. Barr, Е. У. Bertram, 1949) установили у женских организмов в ядрах многих клеток тканей наличие маленького тельца — так называемого полового хроматина; в клетках у самцов полового хроматина нет.
Хромосомный комплекс нормального мужчины содержит 46 хромосом, в том числе γx хромосома, этот же комплекс у женщины содержит тоже 46 хромосом, в том числе xx — хромосома. У больных с синдромом Клайнфельтера (при этом синдроме наблюдается высокий рост, вялость, инертность, умственное отставание, длинные конечности, склерозирующая дегенерация семенных канальцев) обнаружены 47 хромосом вместо 46, встречающихся в норме.
Вместо характерных для мужчины одной x — хромосомы и одной γ — хромосомы и характерных для женщин двух x — хромосом, при указанном синдроме обнаруживаются две x — хромосомы и одна γ — хромосома.
При синдроме Шерешевского — Тернера у женщин (при данном синдроме наблюдается малый рост, медленное половое развитие, бесплодие, дисгенезия гонад, первичная аменорея) половой хроматин отсутствует, вместо 46 хромосом в норме у таких женщин обнаружены 45 хромосом и хромосомный комплекс ХО. В другой конституциональной аномалии обнаруживаются три X — хромосомы — всего 47 хромосом.
В 1959 году обнаружена эта конституциональная аномалия, получившая название трисомия X. У женщин с синдромом трисомии X во многих клетках не одно хроматиновое тельце, а два (В. П. Эфроимсон).
«Основы учения о новорожденном ребенке»,
Б.Ф.Шаган