Плацента не является простым качественным фильтром, пропускающим газы и диффундирующие жидкости; для прохождения через плаценту ряда веществ необходима предварительная сложная работа эпителия ворсинок хориона (В. П. Повжитков).
Вопрос о плацентарном барьере был подвергнут обсуждению на совещании по гисто — тематическим барьерам, состоявшемся в мае 1960 года в Академии Наук СССР, в Институте биологической физики.
И. А. Аршавский, 3. Ф. Суровцева и М. Т. Немец справедливо указывают («Гисто — тематические барьеры», 1961), что плацентарный барьер, задерживая некоторые вещества, циркулирующие в крови матери, играет по отношению к плоду такую же роль, какую выполняет гемато — энцефалический барьер по отношению к нервным центрам.
В отечественной и зарубежной литературе весьма оживленно дебатируется вопрос о состоянии плацентарного барьера во время беременности. Некоторые авторы (Greeg, 1941, Swan 1944, Арезин, 1956 и др.) считают, что плацентарный барьер проницаем для вирусов, бактерий и простейших одноклеточных организмов.
Другие (А. И. Выглежанин, 1937, В. К. Вяжевич, 1957), наоборот, считают, что плацентарный барьер не проницаем для вирусов и бактерий. К. Ансельмино (К. Anselmino, 1929) полагает, что диффузионный переход через плацентарный барьер осуществляется лишь для веществ, молекулярный вес которых не превышает 350.
Полагают, что переход через плаценту веществ с более высоким молекулярным весом, если он вообще возможен, может происходить, по-видимому, лишь благодаря тому, что плацентарный барьер функционирует не только как физиохимическая, но и как биологическая мембрана (И. А. Аршавский).
И. А. Аршавскому, 3. Ф. Суровцевой и М. Г. Немецу (1961; удалось показать, что плацентарный барьер непроницаем для стафилококков, 1 % раствора трипановой сини и кетоновых тел в случаях нормально протекающей беременности у экспериментальных животных (крольчих), но этот барьер становится проницаем для стафилококков, трипановой сини и кетоновых тел в случаях патологического состояния беременности.
Такое патологическое состояние беременности крольчихи можно вызвать, если на нее действует какой-либо сильный, «стрессовый» раздражитель, в результате чего создается патологическая доминанта, вызывающая торможение гестационной доминанты.
Кроме того, указанными авторами показано, что 1% раствор трипановой сини не переходит через плацентарный барьер при условии, если он вводится однократно и в дозе, не превышающей 2мл кг.
Если однако вводить трипановую синь нормальным беременным крольчихам в этой же дозе, но повторно, через однодневные или двухдневные интервалы, или даже однократно, но в дозе 4мл/кг, то плацентарный барьер становится проницаемым для сини.
Указанные авторы полагают, что повторное введение трипановой сини или введение её в большой дозе действует как «стрессовый» раздражитель, в результате чего в центральной нервной системе создается патологическая доминанта, вызывающая торможение гестационной доминанты, подобно тому, как бывает при экспериментальном неврозе.
«Основы учения о новорожденном ребенке»,
Б.Ф.Шаган