Секрет сальных желез в сальноволосяных фолликулах жидкий. Он распространяется в str. disjunctum эпидермиса и разливается по поверхности его, и при температуре последней около 30°С застывает в виде полутвердой «гидрофильной мази». Чем температура ниже, тем кожное сало делается тверже, причем его дальнейшее выделение уменьшается до полного прекращения.
Затвердение кожного сала при низкой температуре и способность смешиваться с водой — его важные биологические качества. Жиры на поверхности кожи отличаются по своему составу от жиров подкожной клеткачки и других жировых депо. В то время как последние составлены из триглицеридов пальмитиновой, стеариновой и олеиновой кислот, поверхностные жиры сложнее.
Они содержат свободные неэстерифицированные жирные кислоты, эстерифицированные холестерины, восковые алкоголи и глицерол. В них содержится также свободный холестерин и углеводороды, к тому же одни из наиболее важных — сквалены, а также фосфор и азот. Жиры кожной поверхности липолизируются энзимами, выделенными бактериями и грибками. Таким образом, бактериальная флора оказывает влияние на кожную мантию. Лучше всего изучены антибактериальные качества воднолипидного слоя кожи.
Носителем этих качеств является не пот, а кожное сало. При высыхании кожной поверхности до известной степени, ее антибактериальные качества увеличиваются. Влага и преобладание водной фракции облегчают инфицирование. Однако существует автоматическая регуляция соотношения между водной и липидной фазами. Увеличение содержания свободных аминокислот в кожном сале снижает его антибактериальные свойства.
Наряду с антибактериальным действием, воднолипидный слой, посредством соотношения между обеими фазами, ритма образования, состава и пр., играет особую роль в нормальной жизни эпидермиса и в его заболеваниях. От состояния воднолипидного слоя зависят химический состав и спаянность str. disjunctum с лежащими под ним пластами рогового слоя, что, со своей стороны, обусловливает шелушение эпидермиса, нарушения в кератинизации, прочность эпителия. В частности, по-разному протекают реакции между пентозами в водной фазе и аминокислотами жировой фазы в зависимости от водного содержания.
Изложенные данные открывают доступ к выяснению биохомических основ кератинизации и лечению ее нарушений.
Если принять во внимание, что в течение почти всего детского возраста на поверхности кожи имеется примерно в три раза меньше липидов по сравнению с кожей взрослых, что процент кератинизации также иной, то станет ясно, что воднолипидный слой на поверхности кожи в детском возрасте будет существенно отличаться от состояния этого слоя у взрослых.
Поэтому вполне закономерно то, что детская кожа особенно подвержена инфекции и физико-химическим раздражениям, а, с другой стороны, что патологические процессы кожи, выяснения которых добиваются путем изучения изменений в воднолипидном слое, являются одними из наиболее частых кожных заболеваний детского возраста.
Возрастные, половые и индивидуальные различия в составе и значении поверхностного воднолипидного слоя кожи лучше изучены у животных (овец). У человека эти особенности изучаются лишь в настоящее время. Однако, имея в виду особенности ороговения эпидермиса в детском возрасте, состояние секреции сальных и потовых желез и отсутствие апокринного пота в этом возрасте, можно себе представить возрастные особенности воднолипидной мантии на коже детей следующим образом. Воднолипидный слой у детей выражен слабее.
Детская кожа суше. Она слабее защищена от инфекций, а также и от механических и физических воздействий, влияний атмосферных факторов, перегревания, высыхания, мацерации. Детская кожа также слабее защищена от проникновения в нее химических субстанций, т. е. она легче резорбирует их. Состояние рогового слоя и воднолипидной мантии у детей требует также особого подбора нераздражающих, «физиологических» основ при применении наружных лечебных средств.
«Кожные болезни в детском возрасте»,
П. Попхристов