Это также сборное понятие, относящееся к различным болезненным процессам кожи, которые имеют только один общий признак: воспалительные изменения, локализованные в складках, где кожа подвергается соприкосновению, трению, мацерации. В главе о пиодермитах рассмотрены интертригинозные процессы микробного происхождения.
Весьма часто почти банальным явлением у грудных и маленьких детей является покраснение кожи в перигенитальных, перианальных складках и соседних областях кожи в связи с постоянным увлажнением и раздражением мочой и калом. Такие опрелости можно было бы назвать чистым экзогенным дерматитом. Обычно этот дерматит не переходит границ участков, непосредственно подвергающихся внешнему раздражению, и исчезает, не оставляя следов при улучшении ухода за ребенком.
Однако во многих случаях после того, как получено первое нарушение целости эпидермиса вследствие мацерации и трения, первичное асептическое воспаление кожи превращается в интертригинозный пиодермит. В таких случаях и самая опрелость приобретает несколько иную форму, обычно переходит границы механического раздражения, а на периферии диффузно покрасневших областей обнаруживают нередко типичные высыпные элементы инфекционного процесса (пузырьки, импетигинозные корки, пустулки и пр.).
В другой категории случаев — третьей, покраснение в складках постепенно охватывает и соседние области, причем кожа покрывается мелкими, белыми, легко отделяющимися чешуйками. Отдельные небольшие участки пораженной кожи, расположенные в непосредственном соседстве с основным интертригинозным очагом, представляются покрасневшими, шелушащимися, без мокнутия и признаков вторичной инфекции.
В самих складках, вследствие трения и постоянной влажности, чешуек не видно, а кожа там ярко-красная, гладкая и чистая. В таких случаях говорят о чистой форме так называемого интертригинозного себороидного дерматита (dermatitis intertriginosa seborrhoides).
Большей частью этот процесс не задерживается только в одной складке или области, а поражает большинство или все складки тела: паховые, подмышечные, шейные, складки за ушами, на пупке, на шее, в углах рта, часто комбинируясь с crusta lactea на волосистой части головы и на лице.
Повторяем, что отличительным признаком этих случаев опрелостей является их сравнительно резкая ограниченность от окружающей здоровой кожи, причем только бляшки выходят за пределы соприкасающихся поверхностей кожи и складок. На пораженных местах кожа покрасневшая, обычно сухая, покрытая мелкими бело-желтоватыми жирными чешуйками, легко отторгающимися. Признаков вторичной инфекции обычно нет. Не наблюдается также и зуда.
Интертригинозный себороидный дерматит, а также и вышеописанные, относящиеся к себороидному дерматиту формы crusta lactea могут быть вместе или в отдельности единственным и начальным выражением себороидного дерматита. В других случаях эти явления могут оказаться остатком предшествовавшей десквамативной эритродермии Лейнера. А в других случаях эритродермия Лейнера начинается с crusta lactea или опрелости.
«Кожные болезни в детском возрасте»,
П. Попхристов