Стафилококковый антитоксин определялся по методике Г. В. Выгодчикова, основанной на реакции нейтрализации гемолитических свойств токсина; комплементсвязывающие антитела определяли в реакции связывания комплемента. За «норму» принято содержание антитоксина в сыворотке до 3 АЕ/мл.
Всего обследовано 100 больных детей, из них 40 страдали ревматоидным артритом, 30 — ревматизмом и 30 — другими заболеваниями. По отягощенности очаговой инфекцией самой неблагоприятной была последняя группа детей. Равноценными в этом плане оказались дети с ревматизмом и ревматоидным артритом. Его уровень был выше у больных суставно-висцеральной формой, у них чаще встречались показатели в пределах 6 — 7 АЕ, а максимальные титры достигали 9 АЕ.
Об этом же свидетельствуют среднеарифметические значения титров антитоксина. Обращало на себя внимание пониженное образование антитоксина у больных амилоидозом по сравнению с другими детьми; это же отмечено и при исследовании антистрептококковых антител.
Возникает мысль о том, что отложение амилоидных масс в органах, участвующих в антителообразовании, каким-то образом тормозит этот процесс. Из 4 больных амилоидозом, у которых исследовались и стафилококковый антитоксин, и антистрептококковые антитела, оба показателя оказались или сниженными, или в пределах нормы, и только у одного (с начальным амилоидозом) определялся повышенный уровень стафилококкового антитоксина.
Интересно отметить, что совпадения повышенных титров антистрептококковых антител и стафилококкового антитоксина почти не наблюдалось. При максимальной активности ревматоидного артрита повышенные титры стафилококкового антитоксина отмечены в 2 раза чаще, чем при минимальной. Отчетливой корреляции между содержанием антитоксина и наличием или отсутствием очага хронической инфекции, а также длительностью болезни и возрастом не установлено.
«Инфекционный неспецифический ревматоидный артрит у детей»,
А.А. Яковлева