При исследовании АСЛ-6 получено несколько иное распределение повышенных титров в зависимости от возраста. Возможно, это расхождение объясняется тем, что АСГ, как известно, в большей степени, чем АСЛ-О, отражает иммунологическую реактивность, с возрастом последняя повышается. Повышенные значения АСГ и АСЛ-О встречаются в 1 1/2 раза чаще при высокой активности процесса в сравнении с низкой и несколько чаще — при преобладании экссудативных явлений в суставах в сопоставлении с пролиферативными.
Стрептококк из крови удалось высеять лишь у 2 из 50 обследованных нами детей. Д. Д. Лебедев (1964) отмечает, что в доантибиотическую эру рост стрептококка из крови у детей с ревматоидным артритом не представлял большой редкости. О положительных бактериальных находках сообщали и другие авторы как в начале этого столетия, так и позже.
Таким образом, проведенные нами исследования антител к некоторым ферментным системам β-гемолитического стрептококка группы А показали, что только у части детей, больных ревматоидным артритом, имелось повышение содержания антител в крови. У 11,3% обследованных повышенные титры определялись часто при повторных анализах. По классификации серологических типов Tichy, можно говорить о «стрептолизииовом» типе ревматоидного артрита у этих больных.
Наши данные позволяют не согласиться с мнением Lorenz (1965) о преобладании этого типа серологических изменений у детей. У большинства титр антител оставался стойко нормальным на протяжении всего периода наблюдения, что согласуется с данными других педиатров. Иными словами, далеко не у всех детей имеются основания для того, чтобы увязать развитие у них ревматоидного артрита со стрептококковой инфекцией.
«Инфекционный неспецифический ревматоидный артрит у детей»,
А.А. Яковлева