Ингибиторы серотонина при внутрикожном или внутривенном введении тормозят эту реакцию (Scherbel, 1961). Это явилось основанием для применения у больных ревматоидным артритом и некоторыми другими аллергическими заболеваниями антагонистов серотонина с расчетом на ингибицию его действия (Schmid et al., 1961, и др.).
По данным Scherbel (1961), проводившего испытание ингибиторов серотонина у 200 взрослых, больных ревматоидным артритом и некоторыми другими коллагенозами, наблюдался положительный эффект лечения; уменьшались боли и опухание суставов, общая скованность.
Но одновременно нарастали признаки недостаточности серотонина в центральных регуляторных механизмах (сонливость, умственная депрессия, мышечная слабость). Одновременное применение ингибиторов моноаминоксидазы и серотонина снимало указанные явления и вело к смягчению таких симптомов артрита, как повышенная потливость, нарушение вазомоторных реакций, эмоциональная неустойчивость и т. п.
Сочетанное лечение двумя противоположными по действию средствами давало, по Scherbel, благоприятные результаты.
При изучении уровня серотонина в крови (биологическим методом Далглиша с соавторами) у наблюдавшихся нами больных (О. М. Кулябко) отмечена известная пестрота полученных данных.
Наряду с пониженными были выявлены и нормальные, и повышенные значения серотонина. Поэтому правильнее говорить о тенденции к изменению уровня серотонина крови в ту или иную фазу процесса. По данным средних показателей, во время обострения артрита — это тенденция к снижению, при стихании — к повышению. Возможно, тенденция к снижению серотонина в разгар болезни и при особо тяжелых формах — следствие попытки к адаптации ввиду высокой чувствительности тканей больных ревматоидным артритом даже к минимальным количествам этого амина.
«Инфекционный неспецифический ревматоидный артрит у детей»,
А.А. Яковлева