Степень местного повышения температуры всегда находится в прямом соответствии с остротой процесса. Крепитация определяется во время движения суставов, наиболее отчетливо — в коленных суставах в период рассасывания экссудата или начинающейся его организации.
Образующиеся при движении «шумы» в суставе хорошо определяются пальпацией и носят разнообразный характер: то нежный (как треск волос), то более грубый (типа хруста снега). У детей со здоровыми суставами нам не приходилось наблюдать подобных звуковых феноменов.
Встречавшийся у них иногда грубый хруст (типа единичных щелчков) ничего общего с описанными явлениями не имеет. Поражение периартикулярных тканей и мышц — одно из характерных проявлений ревматоидного артрита. У наблюдавшихся нами больных атрофия мышц, ближайших к пораженному суставу, отмечена почти в 100 %, и у многих детей с тяжелым течением заболевания констатирован генерализованный атрофический процесс со стороны всей скелетной мускулатуры.
Мышечная атрофия возникала рано. Анализ документации 48 больных с подострым течением ревматоидного артрита, поступивших под наше наблюдение в течение первых 6 месяцев заболевания, показал, что атрофия мышц имелась у 75% детей с длительностью болезни до 3 месяцев и у всех — после 3 месяцев. У некоторых больных атрофия отмечена спустя 1 — 1 1/2 месяца, особенно отчетливо при поражении коленного сустава (атрофия прямой мышцы бедра), и мускулатуры кистей рук (атрофия межкостных мышц и мышц возвышения большого пальца и мизинца).
Бурситы, тендовагиниты и тендосиновиты констатированы у 15% наблюдавшихся нами больных, т. е. много реже, чем у взрослых. У 2 детей выявлено развитие острого миозита мышц, отдаленных от суставов.
«Инфекционный неспецифический ревматоидный артрит у детей»,
А.А. Яковлева