Игорь Б., 7 лет, направлен в Институт педиатрии АМН СССР для установления диагноза с подозрением на сепсис. В годовалом возрасте ребенок перенес какое-то неясное лихорадочное заболевание, которое сопровождалось высокой температурой, уртикарными высыпаниями, опуханием мелких суставов кистей и стоп.
Лечился симптоматически в детской клинике Краснодара. Диагноз не был установлен. Через 6 лет заболевание возобновилось, среди полного здоровья повысилась температура до 40°, появились уртикарные высыпания. В местной больнице заподозрена малярия (плазмодии не были обнаружены), проведено безуспешное лечение акрихином. В течение нескольких месяцев больной продолжал лихорадить, температура неправильного типа, временами интермиттирующая или гектическая, при ее снижении — сильные поты. До поступления в институт по поводу неясного лихорадочного состояния находился на стационарном лечении в разных детских больницах, в том числе и Москвы.
По сведениям из выписок из истории болезни, у мальчика наблюдалась гиперплазия лимфатических узлов, печени, селезенки. Периодами — аллергическая сыпь, боль в суставах и животе. Во всех больницах проводилось всестороннее обследование: неоднократный посев крови, реакции Видаля, Райта и Хеддльсона, проба Бюрне, туберкулиновые пробы, реакция Каццони; все эти исследования давали неизменно отрицательный результат.
Судя по их перечню, возникали самые различные диагностические предположения. При биопсии лимфатического узла найден неспецифический хронический лимфаденит.
Лечение антибиотиками, переливанием крови, инъекциями алоэ не оказало положительного эффекта.
Только через 7 месяцев от начала этой второй атаки во время пребывания в институте появились воспалительные изменения вначале в лучезапястных, а затем и в других суставах, в том числе и в шейном отделе позвоночного столба; это впервые позволило заподозрить ревматоидный артрит. Данная история болезни демонстрирована в отношении длительного лихорадочного состояния с вовлечением кожи, лимфатической системы и паренхиматозных органов при отсутствии суставных явлений. В подобных случаях диагностика ревматоидного артрита представляет значительные трудности, она возможна только с учетом комплекса всех симптомов и исключением сходных заболеваний.
Последнее обстоятельство имеет немаловажное значение, поскольку почти все симптомы, наблюдаемые в начальной фазе ревматоидного артрита, неспецифичны и могут встречаться в различных сочетаниях при ряде других заболеваний, за которые обычно и принимают суставно-висцеральную его форму.
«Инфекционный неспецифический ревматоидный артрит у детей»,
А.А. Яковлева