Несовпадение изменений МК и КМ связано с тем, что методом фотоплетизмографии регистрируются в основном колебания оптической плотности, вызванные изменениями содержания крови в венозной и капиллярной частях сосудистого русла.
В то же время основным регулятором сопротивления сосудов и, следовательно, МК являются артериолы. Видимо, артериолы новорожденных крыс являются еще недостаточно зрелыми, чтобы осуществлять регуляцию МК, что подтверждается и морфологическими данными. Разнонаправленность изменений КМ и МК при гипероксии и гипоксии наводит на мысль о наличии двух уровней, двух возможных механизмов регуляции кровоснабжения мозга.
С одной стороны, это регуляция МК, т. е. количества крови, протекающей через единицу массы мозга в единицу времени. С другой стороны, это регуляция суммарной величины просвета сосудов, т. е. их диффузионной поверхности. Приведенные результаты показывают, что эти механизмы не всегда действуют параллельно и могут быть разобщены (например, наркозом).
Снижение доставки кислорода кровью у новорожденных крыс компенсируется только за счет улучшения условий диффузии — увеличения поверхности сосудов. Наркоз подавляет у взрослых крыс способность отвечать на гипоксию увеличением МК, не затрагивая способности к расширению сосудов.
Поэтому можно считать, что последний механизм является филогенетически более древним, он раньше появляется в онтогенезе и может быть обусловлен прямым влиянием гипоксии на сосуды мозга. Таким образом, метаболическая регуляция мозгового кровообращения созревает в онтогенезе постепенно и к моменту рождения у незрелорождающихся видов бывает далеко не полностью сформирована.
Реакция на изменение РО2, представляющаяся более примитивной, формируется раньше, чем более тонкая приспособительная реакция на изменение РСО2. Отсутствие реакции мозгового кровообращения на гиперкапнию и не полностью сформированная реакция на гипоксию обусловливают меньшую защищенность мозга незрелого организма при асфиксии.
Факты, полученные при обследовании у недоношенных детей, свидетельствуют о том, что реакции мозгового кровообращения у них аналогичны описанным здесь для новорожденных крыс. Все сказанное должно привлечь внимание перинатолога к состояниям, угрожающим асфиксией, поскольку в мозге плода и новорожденного ребенка практически отсутствуют механизмы, предохраняющие его от повреждения при асфиксии.
«Гипоксия плода и новорожденного»,
М.Я.Студиникин