Не исключено, что ткани у детей, перенесших гипоксию, имея кислородную задолженность, активней потребляют О2, вследствие чего напряжение в тканях во время ингаляции увеличивается меньше, чем у условно здоровых недоношенных.
В практическом отношении очень важно помнить, что у детей, пострадавших от гипоксии анте- и интранатально, корригирующий эффект ингаляций кислорода весьма кратковременен, а при присоединении постнатального гипоксического фактора в виде синдрома дыхательных расстройств и малоэффективен.
В то же время у новорожденных, перенесших гипоксию внутриутробно или в родах, тканевая гипоксия сохраняется длительное время, вплоть до двухмесячного возраста, усиливаясь при наслоении инфекционных заболеваний.
Этот фактор в определенной мере поддерживает и длительно существующие у таких больных нарушения кислотно-щелочного гомеостаза. Поэтому целесообразно включение в терапию антигипоксантов типа препарата цитохром с. Применение его в дозе по 5 мг дважды в сутки внутривенно увеличивает, по данным Е. Я. Ливдане, тканевое напряжение кислорода в среднем на 11,7 + 2,1 мм рт. ст. (1,56 + 0,28 кПа).
Поскольку снижение РaО2 ниже 50 мм рт. ст. у взрослых уже ведет к повышенной продукции лактата, измерение уровней лактата и отношения лактата к пирувату (Л/П) используется в качестве параметров гипоксии.
По данным Т. М. Никаноровой, высокие значения отношения Л/П установлены в пуповинной крови у новорожденных детей, перенесших острую гипоксию, а наиболее высокий уровень избыточного лактата в пуповинной крови и заторможенная динамика его снижения в первую неделю жизни ребенка наблюдались у детей, перенесших хроническую внутриутробную гипоксию.
«Гипоксия плода и новорожденного»,
М.Я.Студиникин