Усложнения выражаются:
- увеличивающейся нагрузкой;
- переходом от непосредственной связи с лицом, проводящим гимнастику, к связи посредством приспособлений (кольца, палочки, аппараты);
- переходом от прямой помощи в осуществлении движения (пассивные движения) к речевой инструкции;
- переходом от выполнения упражнения из горизонтального положения к выполнению его из сидячего и, наконец, из вертикального положения;
- переходом от выполнения упражнений в индивидуальном порядке к выполнению их группой детей.
Даже оставаясь в пределах одного и того же комплекса продолжительное время, дети постепенно совершенствуют качество движений, выполнение которых достигается ими все с меньшим напряжением и с меньшей затратой энергии, что и является одной из задач тренировки, реализация которой делает ребенка ловким, а движения его более ритмичными и экономными.
Исходя из этого, надо думать, что большое количество и разнообразие комплексов не обязательно и даже излишне.
Приведенные в данной книге и рекомендуемые нами комплексы упражнений и массажа не являются догмой, а только примером того, как они должны составляться.
Не исключены и другие варианты комплексов. В таких вариантах возможна другая форма упражнений (для различных мышечных групп) в зависимости, например, от других приспособлений.
Возможен также и другой порядок расположения упражнений, о чем упоминалось выше (гл. II), когда мы рекомендовали начинать занятия с любимого упражнения, чтобы привлечь ребенка, и кончать им же, чтобы оставить хорошее воспоминание.
Другие варианты комплексов могут быть составлены работниками, имеющими большой опыт в этой области и творческую инициативу. Однако при составлении должны быть учтены физиологические предпосылки и основные положения, указанные в гл. I и III.
Для широкого охвата детей гимнастикой практически важным является вопрос об увеличении количества детей, одновременно участвующих в занятии. Возможность расширить группы одновременно занимающихся детей до 10 зависит от оборудования соответствующими гимнастическими аппаратами. Фабрикам детской мебели необходимо наладить изготовление приспособлений для занятий гимнастикой в старших группах яслей.
«Гимнастика и массаж в раннем возрасте»,
К.Д. Губерт