Построение занятия
- Сгибание и разгибание рук, сидя или стоя, с кольцами.
- «Скользящие шаги» по речевой инструкции.
- Поворот со спины на живот по речевой инструкции в ту и другую сторону.
- Массаж спины.
- Поднимание тела из положения на животе до вертикального положения, при поддержке ребенка за руки или с кольцами.
- Наклон туловища и выпрямление.
- Массаж живота.
- Поднятие выпрямленных ног до палочки по речевой инструкции.
- Присаживание (упражнение для сгибателей РУК).
- Напряженное выгибание из положения сидя на коленях у сестры-воспитательницы.
- Приседание при держании ребенка за руки или с кольцами.
- Присаживание при поддержке за одну и другую руку или самостоятельно (с фиксацией колен) и возвращение к исходному положению.
- Круговые движения руками, с кольцами.
В периоде от 10 месяцев и до 1 года 2 месяцев основная задача гимнастики — стимулировать упражнения по речевой инструкции.
Выполняя упражнения по речевой инструкции, ребенок становится более активным и самостоятельным; для того, чтобы обусловить при этом точность и правильность его движений, необходимо ввести в занятия гимнастикой простейшие пособия (кольца, палочки).
В самостоятельной деятельности ребенка необходимо дать ему возможность упражняться в навыках влезания, ходьбы и других движений в вертикальном положении путем создания соответствующих для этого условий (большая площадь на полу, отгороженная барьером, со включением горки, ската, лесенки, дивана, больших корзин и пр.).
Содержание всех пяти комплексов, составленных для здоровых детей от 1/2г месяцев до 1 года 2 месяцев, отражает специфические особенности этих детей на каждом возрастном этапе.
Учитывая индивидуальные особенности ребенка и его функциональные возможности, важно помнить, что все упражнения должны производиться из исходного положения горизонтального до тех пор, пока ребенок не овладеет статическими функциями, а именно: исходное положение сидя возможно только после того, как ребенок научится самостоятельно садиться, а исходное положение стоя, только после овладения навыком — стоять без опоры.
При массаже горизонтальное положение, безусловно, обязательно во всех возрастах. Массаж осуществляет отдых и восстановление тканей еще в большей степени, чем просто покой. Поэтому для массажа необходимо обеспечить положение, связанное с наименьшим напряжением мышц. Исходя из вышеизложенного, целесообразно, чтобы в занятии массаж предшествовал упражнению данной мышечной группы или следовал непосредственно за упражнением, как это имеется в каждом из 5 комплексов для детей первого года жизни.
«Гимнастика и массаж в раннем возрасте»,
К.Д. Губерт