Общие физиологические предпосылки
- Этому периоду свойственна значительно большая согласованность в работе крупной мускулатуры и мелких мышц кисти, чем в предыдущих периодах, что дает возможность ввести более сложные упражнения на координацию.
- В этом же периоде, когда ребенок способен уже к более длительному сокращению крупной мускулатуры и удержанию тела в определенном положении, развиваются статические функции: сидение без опоры и стояние с опорой, для укрепления которых необходимо усиленно культивировать движения ребенка в горизонтальном положении (ползание), используя для этого потребность ребенка в передвижении.
- Чем раньше ребенок начинает ползать и чем больше он ползает, тем больше укрепляется вся та мускулатура, на которую он будет опираться при сидении, стоянии и ходьбе. Качество этих последних актов зависит в очень большой степени от этого обстоятельства.
- С 6 месяцев имеется также способность к длительному сокращению мелких мышц кисти и удержанию предметов в каждой руке; на этом основании гимнастические упражнения для рук можно выполнять с кольцами.
- В возрасте от 6 до 10 месяцев развивается у ребенка понимание речи.
- Второе полугодие жизни ребенка является периодом массового возникновения условных связей с внешней средой. Поэтому упражнения, осуществлявшиеся до этого в ответ на раздражитель по типу безусловного рефлекса, в этом периоде могут выполняться ребенком в ответ на раздражитель по типу условного рефлекса, вырабатывающегося на базе безусловного. При этом вначале используется первая сигнальная система путем присоединения таких условных сигналов, как потягивание за ноги, кольца, палочки и др., а затем и речевые сигналы (речевая инструкция), как-то: сядь, топай, возьми кольца, держи крепко и т. п.
Речевая инструкция должна быть строго обдуманной: краткой, ясной, отчетливо произносимой, всегда одинаковой.
«Гимнастика и массаж в раннем возрасте»,
К.Д. Губерт