Отсутствие двигательного умения к концу срока его нормального возникновения указывает на отставание ребенка в развитии двигательных функций.
Порядок возникновения двигательных умений в возрасте до 1 года, показанный в схеме, желателен и целесообразен.
Этот порядок зависит от определенной системы воспитания, в которой на первом году жизни не форсируется сидение и стояние, но культивируются и всемерно поощряются движения в горизонтальном положении. При такой системе ползание предшествует сидению.
Третий раздел обследования — это антропометрические измерения и оценка их согласно стандартам, выработанным и опубликованным Коган Р. Б. в 1957 — 1958 гг. на основании обследования детей, посещавших консультации г. Москвы, или согласно другим стандартам, выработанным в 1958—1960 гг. (С. М. Левиант, 1961).
При оценке антропометрических данных, для определения правильной динамики нарастания веса, роста и окружностей, недостаточен только учет абсолютных значений этих величин; необходимо каждый раз сравнение полученных данных с антропометрическими данными при рождении ребенка. Также важно обращать внимание на пропорции тела ребенка путем учета соотношения окружностей и других величин (например ростовесовых и длинников).
Для того, чтобы облегчить врачу выбор упражнений и в интересах экономии времени врача, предлагается ряд примерных комплексов для здоровых детей раннего возраста с учетом основных особенностей каждой возрастной группы.
Некоторая схематичность, неизбежная при составлении комплекса упражнений для целой группы детей, должна быть сглажена живым отношением врача в применении этого комплекса к каждому ребенку данной возрастной группы, т. е. назначая ребенку тот или другой возрастной комплекс приемов, необходимо в нем делать поправку на развитие и индивидуальные особенности данного ребенка, выявленные в результате обследования его.
В процессе работы с ребенком основным критерием правильности назначения является ответная реакция ребенка (двигательная и эмоциональная).
«Гимнастика и массаж в раннем возрасте»,
К.Д. Губерт