Чтобы при широком охвате детей гимнастикой обеспечить возможность соответствующего врачебного контроля, необходимо упростить методику назначения путем использования готовых комплексов упражнений, составленных для детей различных возрастов.
До недавнего времени для каждого ребенка составлялся отдельный так называемый «индивидуальный»
комплекс путем выбора соответствующих упражнений, пригодных для детей грудного возраста.
Трудоемкость этого метода приводила к тому, что назначения передоверялись сестре-воспитательнице, которая делала это по шаблону. В результате все дети грудного возраста получали одни и те же упражнения без учета их возраста и развития.
Пользование заранее составленными возрастными комплексами экономит время врача. Кроме того, при недостаточной подготовке врача в этой области такие комплексы больше обеспечивают правильность назначений.
До сих пор в детских профилактических и лечебных учреждениях применение гимнастики было довольно ограничено. К причинам такого положения можно отнести следующее:
- врачи детских учреждений недостаточно фиксируют свое внимание на физическом развитии детей; они не всегда правильно, иногда односторонне оценивают его, исходя в основном из показателей веса, и не учитывают других важных показателей развития ребенка (другие антропометрические, сомато-скопические данные, а также функциональное развитие ребенка и, в частности, развитие крупной моторики). В результате от внимания врачей ускользают ранние симптомы нарушения физического и нервно-психического развития детей, а следовательно, и своевременное назначение оздоровительных мероприятий и в том числе гимнастики;
- кроме того, подавляющая часть врачей-педиатров не имеет необходимой подготовки для применения специальных физкультурных мероприятий;
- неправильно оценивают оздоровительно-воспитательное значение массажа и гимнастики и не способствуют их внедрению в режим детских учреждений многие педагоги преддошкольного возраста системы здравоохранения;
- местные органы здравоохранения недостаточно настойчиво требуют внедрения массажа и гимнастики в жизнь массовых профилактических учреждений и широкого охвата ими детей раннего возраста, несмотря на предложение Министерства здравоохранения РСФСР и невзирая на выводы и предложения врачебно-физкультурной конференции, проведенной в феврале 1955 г.;
- почти полное отсутствие специальной подготовки медицинских сестер — обучения их технике и методике проведения массажа и гимнастики детей раннего возраста;
- недостаточный выпуск литературы, специально посвященной этому вопросу.
«Гимнастика и массаж в раннем возрасте»,
К.Д. Губерт