Кем проводятся занятия
Гимнастика детей грудного возраста является занятием индивидуальным, а следовательно, трудоемким; поэтому для ее проведения требуется специально выделенная сестра-воспитательница, безукоризненно владеющая методикой и техникой проведения упражнений, что приобретается в порядке специального курса обучения.
Когда выделение специальной сестры невозможно и проведение гимнастики лежит на обязанности групповой сестры, на время занятий в помощь групповой сестре должно быть выделено какое-нибудь другое лицо (например, патронажная сестра).
Гимнастика в возрасте от 1 года 2 месяцев, в отличие от гимнастики, применяемой в грудном возрасте, не требует длительного времени для изучения техники ее проведения. Само занятие не трудоемко, так как часть упражнений проделывается вначале двумя, а в дальнейшем (после 1 года 6 месяцев) четырьмя — шестью детьми одновременно. Поэтому для проведения гимнастики с детьми старше 1 года 2 месяцев не требуется специального работника, и занятие проводится, силами группового персонала.
Требования к лицу, проводящему занятия с детьми грудного возраста
К сестре-воспитательнице, проводящей занятия с детьми грудного возраста, кроме безукоризненного знания методики и техники упражнений, предъявляются следующие требования:
Сестра должна быть приветлива и речевым общением добиваться полного контакта с детьми во время занятий.
Одежда на ней должна быть удобная и легкая, не стесняющая движений и оставляющая руки открытыми выше локтей. Часы, кольца и все прочее, что может причинить ребенку неприятность, на время работы должны быть сняты с рук.
Руки должны быть чистыми, мягкими и теплыми, с коротко остриженными ногтями.
В отношении выполнения гимнастических упражнений следует всегда помнить наиболее существенные правила, а именно:
- при выполнении всех, без исключения, упражнений недопустимо захватывание суставов ребенка руками сестры-воспитательницы. Соблюдение этого условия не только устраняет сдавливание суставов и возникновение в них болезненного ощущения, но и обеспечивает, кроме того, вовлечение в работу наибольшего числа мышечных групп;
- в упражнениях, требующих охвата голеней, следует избегать надавливания папереднюю поверхность большеберцовой кости, не защищенную мускулами и поэтому болезненную при пажимании;
- не подвергать толчкообразным движениям голову и конечности ребенка во избежание нарушения связочного аппарата;
- опасаться ушибов головы, что легко может иметь место, если ребенок слишком энергично движется назад (например, в упражнениях № 17, 19, 22, 25); д) при упражнениях держать ребенка правильно, уверенно и точно; правильность движения и безопасность ребенка отчасти зависят от этого.
Осторожность в обращении с ребенком никогда не может быть излишней, и сестра-воспитательница даже с большим опытом всегда должна об этом помнить.
В занятия с начинающим гимнастику ребенком включают сначала немногие и самые простые приемы массажа и упражнения из того комплекса, который ему назначен врачом, и только в дальнейшем постепенно переходят на более сложные.
Если даже с ребенком давно занимались физическими упражнениями, не следует приступать к ним сразу. Надо сначала поговорить с ребенком, а затем уже переходить, к занятиям.
Во время занятий ребенок должен быть хорошо настроен, так как при отрицательном эмоциональном тонусе движения приобретают спастический характер и рефлекторная возбудимость, необходимая для осуществления многих приемов, понижается. Важно также помнить, что плохому настроению сопутствует сужение кровеносных сосудов, что создает неблагоприятные условия для питания мышц и делает работу антифизиологичной.
Если у ребенка есть любимые упражнения, то надо начинать с них и кончать занятия этими упражнениями.
На обязанности лица, специально выделенного для занятия гимнастикой с детьми грудной группы, лежит также наблюдение за методикой и техникой проведения гимнастики в старших группах.
«Гимнастика и массаж в раннем возрасте»,
К.Д. Губерт