Клинические признаки ургентны и в значительной мере однозначны, что в случае типичных проявлений облегчает раннее распознавание порока: вскоре после рождения, но не позже при первом кормлении или проглатывании первой жидкости (например, чая с ложки — до сих пор в некоторых учреждениях проводят так называемую «пробу чаем» для обнаружения непроходимости пищевода) рот ребенка заполняется слюной, слизью, жидкость вытекает даже через нос.
Присоединяются раздражающий кашель, появляется в атаках первый цианоз и признаки диспноэ: затруднительный вдох, частые приступы цианоза.
При наличии самостоятельного свища преобладает диспноэ, приступы поперхивания и кашля с последующим цианозом появляются спустя 1 — -2 сек после каждого глотка; при атрезии без свища самый выразительный признак представляет мокрая пеленка или салфетка под головкой ребенка.
Живот либо вздут от заглоченного воздуха (атрезия с нижним свищом) или «пустой» (атрезия без свища); сам по себе свищ данной симптоматологией не отличается. Диагноз подтверждается рентгенологически.
Сначала делают витальный снимок, затем снимок после введения контрастного не масляного вещества или после введения катетера. Удачный снимок становится первым опорным пунктом для установления хода операции.
Операция выполнена неотложно, самое позднее на 2 — 3-й день жизни. Надежда на выживание ограничивается в случае позднее проводимых операций, при атрезии с крупными дефектами пищевода и атрезии с сопутствующими пороками. Профилактики нет. Повторение порока у последующих братьев и сестер редкое.
«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек