Пищевые рефлексы, если не считать сосание, выражены слабо. Апатичный новорожденный лежит неподвижно при отсутствии спонтанной активности. Рефлекс Моро, локомоторные рефлексы и пищевые рефлексы не вызываются.
По данным J. К. Brown, на состояние бодрствования оказывают влияние:
- обеспокаивающие факторы, например сильные сенсорные импульсы (холод, манипуляция), метаболические воздействия (голод, жажда, гипогликемия, дегидратация), умеренное повышение внутричерепного давления, подача адреналина, тиреотоксикоз матери и т. п.;
- тормозящие факторы, т. е. покой, тепло, недостаточная стимуляция, насыщение, при гипербилирубинемии, сильной гипогликемии и гипоксии, при поражениях стволового отдела мозга и после введения седативных средств матери или ребенку. Как при изменениях состояния (по Prechtl), так и при различных уровнях бодрствования (по Brown) неврологическая картина обязательно изменяется. Возбужденный новорожденный может быть только голодным, но у него могут иметь место и патологические проявления. Новорожденный может находиться в состоянии возбуждения и после приступа гипокальциемии; возбуждение является в таком случае прогностически благоприятным признаком.
При нормальных обстоятельствах новорожденный никогда не бывает апатичным; апатия представляет всегда прогностически серьезный симптом. Об этом следует помнить особенно при повторных обследованиях одного я того же ребенка, причем неврологическую картину расценивают всегда с учетом его поведения в момент исследования.
Ввиду этого последовательность изучения отдельных феноменов и тестов не случайна и ее нельзя как-либо менять.
Один и тот же рефлекс дает различный ответ в зависимости от того, был ли он исследован перед рефлексом Моро или после, потому что рефлекс Моро является обеспокаивающим и существенным образом изменяет поведение новорожденного. Вся методика исследования стандартизована, причем учитываются не только последовательность изучения отдельных положений ребенка, отдельных тестов и методических приемов (наблюдение, прошупывание, выслушивание, постукивание и кожная стимуляция), но и исходные рефлекторные положения, количественная оценка стимулов и рефлекторных ответов, условия внешней среды и внутренние условия маленького пациента.
«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек