Из числа физиотерапевтических методов общепринято применение тепловых укутываний, накладываемых на пораженную сторону лица. Чтобы не испугать ребенка, надо проверять температуру укутываний на собственной щеке. Снаружи укутывания кладут пеленку, в которую заворачивают всю голову — длительность процедуры примерно 20 мин. После окончания процедуры щека не должна остыть.
При возможном плаче или крике ребенка придерживают здоровую сторону, чтобы ограничить ее чрезмерную иннервацию.
Если удается предотвратить перетягивание в здоровую сторону, то иннервация пораженной стороны лица обычно вызывается легче. Осуществляя все восстановительные приемы, надо обдуманно заботиться о богатой общей моторике ребенка, так как общеизвестно, что живая моторика туловища и конечностей способствует двигательной активности мимических мышц.
Наряду с моторикой необходимо включить в реабилитацию и психику грудного ребенка. Чтобы повысить его внимание, надо устанавливать с ним контакт, приближая к нему лицо, разговаривая с ним, дуя в его лицо и т. п. Ребенок наблюдает за лицом взрослого, подражает его мимике, ощупывает его лицо и т. п.
Надо вовремя обнаружить возможность или опасность развития контрактур на основе, например, углубления кожных складок, по изменениям, отмечаемым на коже и пр. и своевременно их предотвращать.
В заключение следует подчеркнуть, что, проводя восстановительную терапию с грудным ребенком, надо всегда действовать таким образом, чтобы все осуществляемые мероприятия способствовали развитию нормального антигравитационного постурального тонуса и нормальных постуральных реакций и чтобы в результате этого можно было предупреждать развитие аномального тонуса и постуральных реакций.
Далее, чтобы путем ненасильственных лечебно-коррекционных мероприятий стимулировать приобретение двигательных способностей и стереотипов, необходимых во время еды, одевания и других видов самообслуживания. Одновременно надо очень добросовестно следить за каждым признаком развития контрактур и всеми способами предупреждать их.
Вся восстановительная терапия может оказаться успешной главным образом тогда, когда ее начинают вовремя, пока патологические двигательные стереотипы еще слишком не укоренились, пока нервная система, находящаяся в периоде бурного развития, обладает пластическими способностями принимать посредством сохранившихся формаций функции поврежденных систем и обладает способностью нарушение функций корригировать, пока не развились патологические изменения скелета.
«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек