- руку, находящуюся в умеренной флексии в локтевом суставе, поднимают вверх по сторонам;
- руку отводят в сторону;
- руку кладут вдоль туловища, или же немного в сторону, то ладонью кверху, то ладонью внутрь;
- руку выносят в положение «подсвечника» под разным углом локтя и в различном расстоянии от туловища;
- одновременно придают физиологическое положение запястью и пальцам, чтобы предотвращать развитие контрактур в их флексорах.
В этих положениях приходится держать ребенка кратковременно, целесообразно чередовать их каждые 15 мин. Фиксация верхней конечности проводится при помощи английской булавки, прикрепленной к распашонке ребенка и подушке.
Если проводить все упражнения осторожно, то спящий ребенок может и не проснуться. Необходимо очень рано начинать рефлекторные упражнения, не забывая при этом о возможностях стимуляции и коррекции по Кепи. Очень важно в достаточной мере стимулировать конечность, т. е.
Применять целый ряд разнообразных импульсов, в том числе и кожных: в руки вкладывают игрушки, кожу раздражают различными материалами (гладкими, шероховатыми и пр.) и при более глубоком нарушении чувствительности, интенсивнее стимулируют путем постукивания и похлопывания.
Кроме того, можно проводить стимуляцию проприоцептивным образом: конечностью пассивно производятся всевозможные движения как во фронтальной, так и в латеральной и диагональной плоскостях, в полном объеме. Последние упражнения проводятся во избежание развития ранних контрактур.
Даже за легкими формами пареза, хорошо скорригированными, приходится вести динамичные наблюдения на протяжении 1 — 3 лет, в интервалах 3 — 6 мес ввиду того, что и в этих случаях со временем может произойти ухудшение состояния, нарушение осанки туловища и возникновение сколиоза, особенно на тех этапах, когда развивается новая постуральная ситуация. Подобные меры следует предпринимать и в случае периферического пареза лицевого нерва.
«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек