Осуществляя восстановительные упражнения, необходимо иметь в виду и то, что ребенок как и взрослый владеет не отдельными мышцами, а функциональными группами мышц. Было бы неправильным основывать лечебно-коррекционные мероприятия только на упражнениях определенной группы мышц-синергистов, так как каждое двигательное проявление представляет собой результат сложного координированного содействия нескольких мышечных групп.
Поэтому нужно тренировать, например, не только паретические мышцы, а все мышцы, принимающие участие в двигательной активности определенной конечности. Необходимо вести упражнения функционально, т. е.
Приводить в действие все сложные стереотипы, а не только анатомически. Это относится и к, казалось бы, весьма простым парезам у новорожденных, например, к парезу плечевого сплетения и периферическому парезу лицевого нерва, с которыми на практике часто встречаются. Более подробно мы остановимся только на последних двух примерах, описав технические приемы, применяемые в нашей клинике (М. Йилкова).
При парезе плечевого сплетения у новорожденного ребенка основным условием успеха реабилитации является лечение положением. Это относится не только к пораженной конечности, но и ко всему туловищу. Положение ребенка надо менять, т. е. чередовать положение на спине, на животе и на боку. В последнем случае надо фиксировать голову, чтобы позвоночник оставался по средней линии.
Выбирая бок, надо обеспечить, чтобы паретичеекая конечность была верхней — свободной. Одновременно надо придать конечности сгибательное положение. Положение фиксируется при помощи валиков или мешков с песком.
«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек