Ребенок криком выражает свое недовольство тем, что с ним манипулируют и что его приводят в необычные и для него затруднительные позы.
Поэтому первые лечебные приемы и первые реабилитационные действия следует приспосабливать к тому, чтобы обеспечить спокойное состояние ребенка. С испуганным, мечущимся и кричащим ребенком очень трудно работать, кроме того, можно предполагать, что при дальнейших «сеансах» подобное состояние может еще усилиться.
Ребенок, почувствовав, что приближается время упражнений, станет кричать еще до их начала. Беспокойство и крик в значительной мере усиливают мышечный тонус, что является в целом ряде случаев препятствием к проведению восстановительных упражнений.
Поэтому ведущий принцип реабилитации — проводить упражнения в спокойной и радостной обстановке, естественно, не насильно, как бы играя. В этой небольшой главе нельзя дать даже краткое описание или основы отдельных методических приемов восстановительной терапии, пригодных для детей самого раннего возраста.
Проблематика этого вопроса очень сложна, поэтому мы рекомендуем обратиться к соответствующим учебникам и монографиям. Кроме того, мы убеждены, что овладеть методикой восстановительной терапии на основе литературы нельзя и что любой «краткий обзор» или «краткая инструкция» приносит больше вреда, чем пользы.
Новорожденного или грудного ребенка, у которого обнаружена двигательная аномалия или признаки моторного отставания или определенный двигательный дефект, необходимо направить к соответствующему специалисту.
Осуществляя лечебно-коррекционные мероприятия, мы убеждены, что самого эффективного результата можно достичь с помощью активного движения, особенно движения против сопротивления. Одни только пассивные упражнения могут быть гораздо менее эффективны, однако в начале занятия без пассивных движений обычно нельзя обойтись.
«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек