При двигательных осложнениях у новорожденных и грудных детей, т. е. отклонениях тонуса, паретических и дискинетических, применяется восстановительная и медикаментозная терапия. Общепринято, что к лечебно-коррекционной помощи относятся лечебная гимнастика, физиотерапия и трудовая терапия. Для детей грудного возраста трудовую терапию можно называть игровой терапией.
В период новорожденности и в грудном возрасте можно уже применять, особенно при периферических парезах, некоторые физические методы в качестве подготовительных мероприятий для физических упражнений, например, горячие укутывания, гидротерапию, или общее прогревания организма лампой соллюкс и т. п.
Вызвать движения при тяжелых периферических поражениях моторики можно путем применения, помимо лечебной гимнастики, и некоторых технических приемов электростимуляции. О пригодности и применении физиотерапии имеется богатая специальная литература.
Применяя в самом раннем возрасте лечебно-коррекционные приемы, нельзя резко разграничивать лечебную гимнастику и игровую терапию, тем более, что необходимо, чтобы ребенок на протяжении всего реабилитационного «сеанса» находился в спокойном, радостном состоянии, чтобы он встречу с врачом или методистом по ЛФК ожидал с радостью и чтобы занятия приносили ему удовольствие.
Ввиду того, что такой подход к реабилитации не может быть со стороны маленького больного еще рациональным, надо направить все усилия на создание естественной обстановки, способствующей хорошему настроению ребенка. Большинство маленьких пациентов не чувствует себя хорошо в новой среде, боится чужих лиц, как и людей по-иному одетых, по-иному и для него необычно манипулирующих с ним и производящих даже пассивные движения иногда и против его воли.
Именно последнее обстоятельство представляет большое препятствие для проведения реабилитационных мероприятий.
Уже при первом ориентировочном обследовании, при котором необходимо производить ряд пассивных движений для уточнения их объема, часто отмечается беспокойство или даже крик ребенка, хотя можно не сомневаться в том, что никакой боли ему не наносят.
«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек