Wolfik приводит три главные группы симптомов ММД:
- двигательные расстройства, к которым он относит двигательную гиперактивность, неуклюжесть, нарушения координации в грубой и тонкой моторике, нарушения равновесия и, наконец, слабо выраженные, едва заметные спастические, атактические и дискинетические проявления;
- нарушения перцепции, куда относит нарушения внимания и несовершенство перцепционно-когнитивной функции, особенно в области зрительного и слухового восприятия, что очень часто приводит к затруднениям в обучении чтению, письму, счету;
- поведенческие нарушения, которые он разделяет на первичные, к которым причисляет пониженный контроль эффективности и импульсивности, малую толерантность к фрустрации, неаккуратность, неопрятность, аномальную реактивность и эмоциональную лабильность, и на вторичные, к которым относит психические изменения, вызванные повторяющимися неуспехами в школе и неспособностью остаться на одинаковом уровне с другими учениками.
Laufer и Denhoff, кроме приведенного, подключают и так называемую ангедонно, рефрактерность к дисциплинарным мерам, дефицит в перцепционно-когнитивной функции, т. е. расстройства в ориентации в пространстве (правое, левое), в слуховой дискриминации, в слуховом синтезе и переносе информации от одной сенсорной возможности к другой. Что касается нарушений, возникающих при обучении чтению, то часто, по мнению многих, имеет место настоящая дислексия.
«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек