Очень популярными являются тесты по Gessell, основывающиеся на обсервации. В последнее время получили высокую оценку метод и таблица, называемые Denver Development Inventory Scale (DDIS), в общем содержащие 104 данных. Разные другие таблицы и кривые по возрастному развитию новорожденного ребенка опубликовали Milani Comparetti в ЧССР Koch, Matejcek и Damborska, Lesny с соавт.
С точки зрения методики следовало бы положить в основу исследования психомоторного развития грудного ребенка самостоятельный метод, отличающийся от метода, который применяют, например, при исследовании нервной системы.
На практике, однако, этого принципа нельзя строго придерживаться, так как проведение амбулаторного исследования во времени строго ограничено, и необходимо применять самые важные, причем самые простые тесты.
Руководствуясь этими принципами, мы в 1969 г. разработали скрининг-метод определения психомоторного развития грудного ребенка, основанный на подборе сравнительно небольшого числа общепризнанных тестов, проверенных и нашим собственным опытом.
Скрининг дает возможность в грубых чертах установить в течение 5 мин, находится ли развитие грудного ребенка в соответствии с его календарным возрастом от настоящего или подсчитанного срока, или отмечается большая или меньшая задержка в развитии некоторых умений.
Если у ребенка обнаруживают задержку в развитии, то через месяц осуществляют повторный контроль. В случае сохранения или углубления психомоторной задержки проводят другое необходимое специализированное обследование.
«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек