Возраст 12 мес
Совершенствуется самостоятельное выпрямленное положение. В положении на спине ребенок только время от времени «отдыхает», иначе в течение дня это положение не занимает.
Если он в этом положении находится, то его конечности свободно расположены на подстилке. Он понимает простые инструкции, выполняет их и применяет 1 — 5 осмысленных слов.
Ребенок способен выполнять ряд заученных движений, делает «ладушки», «до свидания», показывает тиканье часов и пр. Интересуют его полые предметы, осматривает их, ставит на стол, вкладывает в них другой предмет и т. п. Хватает и мелкие предметы и крошечки с помощью оппозиции большого и указательного пальцев и спонтанно их роняет. Он способен самостоятельно с помощью одной верхней конечности садится, сидит устойчиво, поясничный отдел выпрямлен.
При пассивном подтягивании за руки из положения на спине в положение, сидя он, сильно наклоняет вперед голову, интенсивно притягиваясь верхними конечностями, находящимися в четко выраженной флексии. Нижние конечности остаются разогнутыми и слегка отведенными на подкладке или слегка приподнятыми.
Как и у ребенка в возрасте 9 мес, его почти нельзя удержать в положении на животе. Он тотчас поднимается на четвереньки, очень ловко и быстро ползает на ладонях и коленях, влезает на лестницу, карабкается на мебель и т. п. Некоторые годовалые дети умеют ходить на четвереньках, «как медведь», т. е. передвигают руки и ноги, опираясь, таким образом, на подошвы.
Если грудного ребенка из такого положения поднять в горизонтальное положение на весу, он, правда, поднимает голову, как и в 9 мес, но конечности выпрямлены в направлении опоры, будто он ожидает, что будет поставлен на четвереньки. Он готов «приземлиться».
Если его поднять под мышками в вертикальное положение, то его нижние конечности свободно вытянуты в направлении к опоре, верхние свисают вдоль туловища или слегка отведены.
Если его поставить ногами на опору, он стоит самостоятельно, уже начиная с 10 мес, если может придерживаться мебели, и ходит при помощи шагов в сторону. Передвигается он таким образом, что совершает «шаг» в сторону сначала рукой, только затем следует шаг ногой (квадрупедальная ходьба). На 11-м мес он ходит около мебели, придерживаясь только одной верхней конечностью и в конце 1-го года он не только самостоятельно становится на ноги, но короткое время удерживает положение, стоя без опоры.
«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек