Возраст 9 мес
Двигательная активность ребенка опять заметно продвинулась. В положении на спине уже находится только короткое время. Активно поворачивается на бок и на живот, быстро приподнимается на четвереньки, присаживается и пытается вытянуться в стоячее положение.
Если некоторое время ребенок лежит на спине в состоянии спокойного бодрствования, то конечности его свободно разогнуты. С конца 6-го мес он играет со своими ногами, лепечет и повторяет слоги или образует цепочки слогов. На 7 — 9-м мес сам начинает присаживаться, сидит устойчиво, голова и туловище хорошо уравновешены. Спонтанное присаживание происходит из положения на боку или же на животе путем отталкивания и выпрямления туловища при помощи верхних конечностей.
В положении сидя поворачивается на все стороны, тянется к близлежащим игрушкам. Захватывает большие и маленькие предметы в руки, мелкие хватает двумя пальцами, большим и указательным.
При потягивании за руки из положения на спине в положение, сидя сильно наклоняет голову кпереди, притягиваясь с помощью верхних конечностей, причем нижние конечности сгибаются и поднимаются над опорой гораздо меньше, чем в возрасте 6 мес. В положении на животе, иногда свободно распластывается, однако, сейчас же поднимает голову, опирается на вытянутые верхние конечности и приподнимает ягодицы таким образом, что стоит на коленях. Стоит на всех четырех конечностях, опираясь на ладони и колени. В этом положении умеет двигаться назад и вперед, ползает.
При этом хорошо сохраняет равновесие, но координация движений верхних и нижних конечностей еще в значительной мере несовершенна. Кратчайшее время умеет передвигаться в положении «тачки».
В горизонтальном подвешивании часто «парит»: голову держит выпрямленной, все конечности находятся в умеренной экстензии и абдукции. На весу, придерживаемый под мышками, он держит нижние конечности полу разогнутыми, немного отведенными, тогда как в конце 6-го мес находились в умеренной флексии.
Если поставить ребенка на опору, он удерживает массу своего тела, и если его придерживать за одну руку, или дать возможность придерживаться мебели или манежа, он стоит. Он умеет самостоятельно становиться на ноги таким образом, что придерживаясь за стул или за перила манежа, вытягивается в положение стоя. Сохранить это положение без поддержки он обычно еще не может.
«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек