Если ребенку обеспечено состояние физического и психического комфорта (преимущественно потребность в активной деятельности), то он на 2-м мес жизни начинает улыбкой выражать удовольствие. Первой улыбкой он обычно реагирует на лицо матери. На 3-м мес ребенок улыбается все чаще, начинает даже смеяться и играть с органами речи — он гулит и лепечет.
Если окружающие его люди реагируют на его спонтанное гуление так, что отвечают ему тем же, то в конце 3-го мес ребенок начинает гулить в ответ — он устанавливает в конце 3-го мес социальный контакт с окружающей его средой взглядом, улыбкой и гулением. В начале 4-го мес социальное отношение ребенка к среде углубляется.
Ребенок начинает узнавать мать, отца и других близких лиц, с радостным оживлением встречает их, однако за незнакомым посетителем наблюдает с серьезным выражением лица. На 4-м мес в общении со взрослыми остаются дети еще пассивными, однако на 6-м мес они сами начинают устанавливать контакт, например, обращают на себя внимание звуком, намеренно прикасаются к матери и т. д.
Ребенок начинает понимать мимику и жесты окружающих его лиц: различает, смотрит ли мать ласково, весело или строго. Начинает целесообразно реагировать на определенные слова; если, например, мать спросит: «Где лампа?» — ребенок посмотрит в направлении лампы. Он начинает устанавливать контакт со своей средой и соответствующим образом на нее реагировать.
Лучшие результаты появляются, если за ребенком ухаживает небольшое число людей, но если в его близости находится много все время чередующихся лиц, то ребенок их разнообразные индивидуальные проявления понимает с трудом и не устанавливает более глубокие эмоциональные контакты.
«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек