На 9-м мес можно обнаружить, что он сознательно и намеренно вызывает действия, первоначально возникшие случайно, например, стучит предметом, находящимся у него в руке, и толкает им другой предмет, лежащий на столе, чтобы последний привести в движение.
Итак, ребенок начинает использовать держащий в руке предмет в качестве орудия, чтобы его посредством действовал на другой предмет. Он подтягивает игрушку при помощи скатерти, на которой она лежит.
Применение инструмента считается проявлением мышления, так как свидетельствует о том, что ребенок понимает отношение между двумя предметами и намеренно пользуется одним предметом, чтобы достичь определенного результата у другого.
Попасть к цели непрямым путем — это трудная задача для грудного ребенка, ведь он должен в мыслях соединить два совсем противоположных действия в одно целое: он должен отойти от требуемой цели, чтобы вновь к ней приблизиться. Еще более трудной является задача достичь цели при помощи включения действия.
В данном случае ему тоже нужно на некоторое время отойти от требуемой цели, решая сначала новую задачу, выполнение которой дает ему возможность решить первоначальную задачу.
Если ребенок часто попадает в подобные положения, он решает их самостоятельно к концу 1-го года.
«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек