В результате развития мануальных умений со временем ребенок становится более самостоятельным и до определенной меры он способен к самообслуживанию. На 9-м мес жизни он способен приложить чашку ко рту, на 10-м мес — мешать ложкой в чашке, на 12-м — самостоятельно вытирает рот пеленкой.
К концу 1-го года жизни он, подражая взрослым, овладевает рядом манипуляций, например, бросает монету в отверстие копилки, царапает карандашом по бумаге, имитирует вытирание пыли и подметание щеткой, вертит ручкой и т. п.
Развитие мышления
В результате манипуляции с предметами ребенок приобретает разнообразный опыт. Началом мышления можно считать период, когда ребенок начинает свой опыт применять в практической деятельности.
Например, ребенок в возрасте 5 — 7 мес манипулирует с игрушками, не учитывая их специфические свойства: например «стучит» и кубиком, и резиновой куклой, и пеленкой, позднее названные предметы сжимает рукой — он упражняется в определенной мануальной активности. Это период неспецифической манипуляции.
Выполняя эти действия, он приобретает опыт с данными предметами: узнает, что кубиком можно стучать, резиновая кукла пищит, пеленку можно комкать.
Приблизительно на 8-м мес наступает изменение: ребенок одно делает с кубиком, другое — с резиновой куклой, третье — с пеленкой. Это период специфической манипуляции, когда появляются самые основные формы становления мышления. В это время начинает ребенок брать в учет отношение между причиной и следствием.
«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек