Как только ребенок станет с уверенностью захватывать предмет в одну или в обе руки, он начинает манипулировать с ними. На 4-м мес жизни он только держит предмет в руке и, медленно двигая им, рассматривает его. На 5-м мес уже ощупывает предмет обеими руками, на 6-м перекладывает из одной руки в другую и на 7-м манипулирует им.
Оказание воздействия на предметы
На 5-м мес ребенок обнаруживает, что на предметы можно оказывать воздействие и вызывать, таким образом разнообразные последствия.
Позднее он узнает, что подобных результатов можно добиться также путем воздействия одного предмета на другой.
Например, он сжимает пластмассовый кулек или резиновую игрушку, и его деятельность стимулируется благодаря тому, что предметы меняют форму или издают звуки. На 6-м мес он хлопает руками по столу, на 7-м стучит по нему кубиком или постукивает одним кубиком о другой и т п.
Умение класть и ставить предметы
От примитивного удара кубиком по столу ребенок на 7-м мес начинает осторожно класть и ставить кубики на стол. На 10-м мес можно научить его осторожно поставить стаканчик на стол, на 11-м он уже ставит чашку на тарелку и на 12-м способен поставить два кубика друг на друга.
«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек