Развитие зрения тесно взаимосвязано с развитием движения руки. До 3-го мес ребенок осуществляет движения руками, не фиксируя их взором. После 3-го мес ребенок начинает хватать одну руку другой и взаимно их ощупывает: он открыл руку рукой.
Вскоре эти движения начинает он контролировать и управлять ими взглядом: ребенок открыл руку глазами. В то же время он начинает осознавать различие между рукой и предметом: движением руки он может управлять непосредственно, движением игрушки посредством руки.
Одновременно ребенок узнает, что привести предмет в движение он может только в таком случае, если рука с предметом сближается: из неопределенной тенденции соединиться с предметом постепенно возникает произвольная тенденция схватить предмет.
Внешне этот процесс проявляется переходом нескоординированных движений в координированные сознательные хватательные движения. Такое развитие возможно при условии тесного взаимодействия зрения и моторики. В начале 4-го мес ребенок тянется к предметам, находящимся непосредственно перед ним. Постепенно более уверенно тянется к предметам, находящимся и сбоку от него, позднее и к предметам отдаленным.
Если он захватывает, хотя неодинаковыми, но одинаково уверенными движениями и близкие и отдаленные предметы, то этот факт свидетельствует о том, что ребенок способен взглядом различить расстояние предмета, из чего вытекает, что он воспринимает предмет не только в горизонтальной плоскости, но и в пространстве.
Такая способность становится резко выраженной в третьей четверти жизни (между 6-м и 9-м мес). Этому способствует развитие процесса ползания, как и развитие манипулятивной способности. Ползая, ребенок может осматривать предметы с разных сторон и расстояний, и таким образом узнавать, как они оптически меняются. Подобную функцию выполняет развитие манипулятивной активности.
В одинаковый период (6 — 9 мес) дети с удовольствием вкладывают пальцы или всю кисть внутрь предметов (в посуду, коробки и т. п.), засовывают полые предметы один в другой (блюдечко в блюдечко), с удовольствием открывают ящики, шкафы и пр.
В результате подобной практической деятельности ребенок объединяет и сравнивает оптические импульсы с тактильными и кинетическими и осознает физические свойства предметов и учится, таким образом, безошибочно оценивать тень физического тела и искажение перспективы его стенок как явления, характерные именно физическим телам. К концу 1-го года жизни ребенок умеет распознавать зрительным анализатором и некоторые физические свойства предметов.
Наблюдая за поверхностями и одновременно ощупывая гладкие и шероховатые, ровные, круглые и ломаные поверхности, он учится приведенные свойства распознавать простым глазом, не дотрагиваясь до них. Итак, развитие зрительного восприятия обусловлено тем, что ребенок, практически манипулируя с предметами и передвигаясь в пространстве, приобретает все более богатый опыт.
«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек