В первые дни жизни ребенка движения глазных яблок осуществляются раздельно, причем движение одного не зависит от движения другого. Иногда каждое глазное яблоко поворачивается в другую сторону и направлено на другое расстояние; глазные яблоки совершают плавающие движения и смотрят без фиксации взгляда.
В конце 1-го и в начале 2-го мес грудные дети начинают кратковременно удерживать взгляд на выделяющемся предмете, которым чаще всего бывает лицо наклонившегося над ним человека.
Сначала зрительная фиксация бывает кратковременной, постепенно ребенок задерживается взором на предмете все дольше и на 2-м мес жизни он способен следить глазами за медленно движущимся на коротком расстоянии предметом. На 3-м мес жизни он уже умеет следить взором, за предметом, движущимся быстрее на более длинном расстоянии; прослеживание облегчается тем, что в эту деятельность ребенок включает и движения головы.
Грудной ребенок в возрасте 5 мес, прослеживая предмет, способен присоединить и движения туловища: поворачивается за предметом головой и туловищем, переворачивается со спины на бок или на живот, в положении на животе запрокидывает и поворачивает голову. Научившись сидеть (на 6 — 7-м мес) или даже ползать на четвереньках (7 — 8 мес), слежение за предметами становится более совершенным, ввиду того, что, ползая, может приблизиться к интересующим его предметам очень близко.
Зрительное восприятие предметов облегчается ребенку при условии, если объект движется медленно и если он ярко выделяется на фоне (например, светлый предмет на нерасчлененном темном фоне или темный предмет на светлом фоне). Отличить предмет от фона становится легче, если оптический импульс сопровождается и другими сенсорными раздражителями, например, слуховыми, тактильными, вкусовыми и др. Большой комплекс стимулов представляет для ребенка мать, так как она является для него не только оптическим стимулом.
На анализаторы ребенка действуют одновременно ее голос, тактильные импульсы при держании его на руках, вкусовые ощущения при вскармливании и др.
«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек