В раннем возрасте можно лишь с трудом различить отдельные психические и моторные функции ввиду того, что поведение ребенка не имеет еще нужную структуру.
Развитие моторных функций, оценка которых является важным компонентом оценки психического развития ребенка раннего возраста, изложено в специальном разделе.
Поэтому в этом разделе будет уделяться внимание только развитию психических функций, хотя ясно, что отличить отдельные функции является весьма трудным и всегда надо учитывать их взаимозависимость.
Развитие сенсорного восприятия
Органы чувств новорожденного уже способны функционировать. Например, ребенок по-разному реагирует на сладкое и горькое, вдохнув пахучие газы, проявляет беспокойство, реагирует на холод и тепло, жмурит глаза при ярком свете, на громкий звук отвечает вздрагиванием.
Высшие функции сенсорного восприятия, однако, у него еще не развиты: ребенок видит цветные пятна и слышит звуки, которые ему ни о чем не сигнализируют.
«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек