Мягкомозговые оболочки только изредка инфицируются кожным воспалением, которое, проникнув через швы, вызывает тромбоз соединительных вен, или из пилонидального (дермального) синуса.
Менингит обычно развивается на основе бактериемии; при травматическом или гипоксическом повреждении мозговой ткани может образоваться абсцесс. У новорожденных с менингоцеле опасность развития менингита значительна. Результаты патологоанатомических исследований похожи на таковые у детей старшего возраста. Однако при накоплении экссудата не повышается внутричерепное давление. Закупорка foramen Luschkae и Маgendie приводит к гидроцефалии. Возбудителями бактериального менингита в период новорожденности чаще всего является Е. coli, а также Pseudomonas, клебсиеллы, протей, другие реже.
Признаки менингита в период новорожденности неспецифичны и не указывают на поражение ЦНС, может быть, только судороги возникают чаще, чем у других септических заболеваний.
Следовательно, классические признаки менингита у новорожденных отсутствуют, выбухание родничка обнаруживается сравнительно поздно. Так как количество клеток в ликворе может быть сначала нормальным, диагноз менингита основывается на оценке комплекса симптомов (внешний вид ребенка, изменения температуры, снижение количества тромбоцитов, лейкоцитоз со сдвигом налево или уменьшение числа лейкоцитов, приступы апноэ, апатия, раздражимость, судороги, отеки, рвота).
Обсуждая результаты исследований спинномозговой жидкости, следует учитывать факт, что стандартное количество элементов в период новорожденности повышено (у недоношенных новорожденных до 70/3), также как и концентрация протеинов — до 1,5 г/л (150 мг %).
Спинномозговая жидкость, особенно в первые дни заболевания, может быть прозрачной и содержит небольшое количество лейкоцитов. Поэтому, кроме посева, для установления диагноза решающее значение имеет окрашивание по Грам. Уровень глюкозы в жидкости бывает больше чем на половину ниже гликемии.
Лечение менингита новорожденных начинают обычно с введения полусинтетического пенициллина (ампициллин, амоксициллин, мезлоциллин) в сочетании с аминогликозидами (гентамицин или тобрамицин, амикацин).
Оптимальным является внутривенное введение не менее чем четыре раза в сутки. Целесообразно проводить введение антибиотиков в сочетании с одновременным парентеральным питанием и антибиотики вводить в виде кратковременных инфузии.
Несмотря на то, что лечение с применением одновременного интратекального введения антибиотиков не дает заметно лучшего эффекта, антибиотики вводят интертекальным путем в тех случаях, если проба ликвора остается в течение 1 — 2 дней от начала лечения положительной. Кажется, что более значительный эффект приносит интрацистернальное введение, несмотря на риск, с каким, однако, связана и субокципитальная пункция.
Введение антибиотиков в желудочки связано с риском заноса инфекции в мозговую ткань. Антибиотики комбинируют в зависимости от характера обнаруженного возбудителя или же его чувствительности; однако во всех случаях, не позже чем через 7 — 10 дней, их заменяют другими (например, карбенициллин, азлоциллин, хлорамфеникол и т. п.).
«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек