Помимо тонических проявлений, сопутствующих неврологическим атипиям и аномалиям, для центральных нарушений в период новорожденности характерны аномалии поведения (реактивности, чувствительности) в ответ на различные внешние и внутренние раздражители.
Подобно тому как диагностируют нарушения тонуса (гипотония, гипертония) и динамику спонтанной двигательной активности (сниженная двигательная активность, повышенная двигательная активность), можно охарактеризовать также «возбудимость» нервной системы.
Тогда различают так называемый синдром гипервозбудимости и синдром гиповозбудимости или апатии. Для синдрома гипервозбудимости характерны спонтанные или отвечающие на различные внешние стимулы миоклонии конечностей, продолжающиеся даже несколько секунд, низкий порог рефлекса Моро, который легко вызывается и сопровождается ритмическими альтернирующими клонусами конечностей, иногда провоцируются также клонические подергивания глазных яблок.
Голос блеющий, крик скандирующий, совпадающий по времени с клонусами выдыхательных мышц.
Кожные рефлексы очень живые, а мышечные рефлексы бывают даже поликинетическими. Отмечается псевдоклонус стопы. Гипервозбудимость входит в так наз. синдром «церебрального ребенка», который бывает сравнительно частым явлением неонатального периода.
Синдром гиповозбудимости или апатии отличается бедностью движений, движения медленные и небольшого объема, кожные и мышечные рефлексы снижены.
Акустико-фациальный рефлекс еле заметен, и рефлекс Моро истощается. Миоклонии отсутствуют, и механизмы передвижения, в частности ползания и ходьбы, вызываются с трудом. У ребенка нередко отсутствует даже поисковый рефлекс, сосет он весьма вяло. Крик редкий и слабый. Рефлексы захватывания угнетены.
«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек