Потеря больших количеств жидкости с рвотными массами, содержащими слизь, желчь, а порой и темные прожилки крови, неузнаваемо за короткий срок меняет облик ребенка: черты его лица заостряются, глаза проваливаются, кожа становится сухой и дряблой.
При непрекращающейся рвоте ребенок может стать сонливым, иногда могут появиться судороги с потерей сознания. Вскоре после начала приступа рвотные массы и моча приобретают запах ацетона. Приступ может так же внезапно прекратиться, как он и начался, но тем не менее промедление с врачебной помощью, даже при легком приступе, недопустимо.
При недостаточной профилактике нервно-артритического диатеза из такого ребенка в дальнейшем может вырасти неврастеник, страдающий мигренью, бронхиальной астмой, желчно- или почечнокаменной болезнью.
В отличие от других аномалий конституции нервно-артритический диатез не делает ребенка более подверженным простудным заболеваниям, наоборот, слабые на вид дети оказываются более устойчивыми к целому ряду болезней. При нервно-артритическом диатезе также сохраняет свое значение профилактика.
При этом диатезе особенно важное значение приобретает гармоническое воздействие на физическую и психическую сферу ребенка с самого раннего возраста. Ребенка должна окружать ровная и спокойная обстановка. Ни в коем случае не следует потакать его капризам.
Их необходимо пресекать решительно, но спокойно, в противном случае в скором времени такой ребенок превратится в семейного деспота, требующего все больших и больших уступок. Количество игрушек и игр следует, по возможности, ограничивать, не допуская постоянного рассеивания внимания.
Надо добиваться каждый раз завершения начатых ребенком дела или игры. При этой аномалии конституции ни в коем случае не следует поощрять ребенка в его стремлении все постигнуть, все изучить, обо всем прочесть, наоборот целесообразно несколько удерживать его в этом.
Книжки не должны меняться с большой быстротой, к тому же необходимо, чтобы они соответствовали возрасту ребенка, как и окружающее его общество. Очень желательно пребывание такого ребенка в детском коллективе.
«Диатезы у детей», О.Ф.Тарасов