Люба Д., 4 лет, поступила в больницу на 13-й день болезни в тяжелом состоянии с диагнозом брюшного тифа.
Девочка родилась доношенной, вскармливалась грудью до 8 месяцев, прикорм введен с 6 месяцев. Перенесла дифтерию, корь и коклюш; в текущем году — ветряную оспу и 3 раза грипп; состояние питания удовлетворительное. Жилищно-бытовые условия удовлетворительные, детский коллектив не посещает.
Данное заболевание началось остро: появилась головная боль, температура повысилась до 39 — 40°. На 2-й неделе болезни на коже появились розеолы. Дальнейшее течение болезни характеризовалось длительной (до 47-го дня) ступенеобразной температурной реакцией, наличием единичных розеол.
Больная в течение 20 дней находилась в глубоком токсикозе, с явлениями раздражения мозговых оболочек в состоянии заторможенности и общей вялости.
Со стороны желудочно-кишечного тракта отмечались: сухой обложенный в трещинах коричневый язык, сухая слизистая оболочка рта, потрескавшиеся с кровянистыми корочками губы, анорексия и связанное с этим исхудание.
Живот был умеренно вздут, метеоризм держался в течение 4 недель, при пальпации живота отмечалась некоторая болезненность в илеоцекальной области. Диспепсический стул наблюдался в конце 2-й недели, затем нормализовался.
Печень выступала из-под края реберной дуги на 3 см, была несколько плотноватой и слегка болезненной на протяжении всего острого периода болезни. На 2 — 3-й неделе болезни пальпировалась на 2 см из-под края ребер мягкая, безболезненная селезенка.
Клиническая картина болезни подтверждалась положительным результатом гемокультуры и реакцией Видаля с высоким титром агглютинации (1:800). Девочка выписана на 66-й день болезни в удовлетворительном состоянии.
Диагноз: типичный брюшной тиф, тяжелая форма с явлениями менингизма. Без осложнений.
У этой больной наиболее резко выступали явления интоксикации со стороны центральной нервной системы и желудочно-кишечного тракта.
«Брюшной тиф у детей», Н.В.Дмитриева